Предполагается, что, согласно пакту, страны — члены ЕС будут проводить более согласованную экономическую, финансовую и социальную политику, в частности, координировать действия в таких сферах, как сбор налогов, выплата пенсий и регулирование зарплат. Эти меры должны усилить конкурентоспособность экономики Европейского союза, который в настоящее время все больше теряет свой вес и влияние в мире.
В сфере налогообложения Германия и Франция хотят приблизить действующие в странах ЕС ставки налогообложения бизнеса. Так, Ирландия переманивает к себе компании из других стран низкими фискальными отчислениями, что в Германии называют «налоговым демпингом». Такие тепличные условия для бизнеса, как и различия в социальном обеспечении, Германия хочет устранить и сделать некоторые рамочные условия в странах ЕС едиными. Германские политики считают недопустимой ситуацию, при которой в одной стране планка социальных гарантий намного выше, чем в другой, поскольку это подрывает честную конкуренцию.
План Германии и Франции не предусматривает повышение пенсионного возраста во всех странах еврозоны до немецкого уровня, но требует строже учитывать демографический фактор. Кроме того, по мнению германского канцлера, следует отменить действующую во многих странах евро автоматическую индексацию зарплат вслед за инфляцией. «Я считаю необходимым добиться большей координации в Брюсселе, поскольку стабильный евро возможен только при условии согласованной экономической политики. Нельзя же, чтобы в одной стране люди уходили на пенсию в 57 лет, а в другой — в 67 лет»,— говорит эксперт правительственной фракции ХДС/ХСС в германском бундестаге Михаэль Фукс.
Авторы идеи Пакта утверждают, что он выведет экономическую интеграцию в Европейском союзе на новый уровень. «Мы хотим заключить Пакт конкурентоспособности и показать, что наше политическое сотрудничество становится все более тесным»,— заявила Ангела Меркель. «Мы хотим повысить конкурентоспособность Европы и ее экономики. Мы хотим сгладить различия между экономиками европейских стран, мы обсуждали эти проблемы в течение нескольких недель. Мы пришли к соглашению о том, что такой структурный проект может дать ответы на те вопросы, которые встали перед Европой сегодня»,— говорит президент Франции Николя Саркози.
Предложение Германии и Франции было рассмотрено участниками однодневного саммита ЕС, который состоялся в прошлую пятницу. Европейские лидеры не обсуждали детали нового соглашения, однако определили сроки, в течение которых оно должно быть разработано. Как сообщила Ангела Меркель, Еврогруппа (министры финансов стран еврозоны) должна подготовить предложения по тексту соглашения к саммиту стран зоны евро. Руководители стран зоны евро обсудят детали «Пакта о конкурентоспособности» в период между 9 и 24 марта в ходе неформальной встречи. Принятие соглашения запланировано на следующем саммите Евросоюза, который состоится 24-25 марта. К тому времени 10 стран — членов Евросоюза, не входящие в зону евро, должны решить, намерены ли они присоединиться к пакту.
Руководство ЕС хотя и приветствует предложение о дальнейшей экономической интеграции, но считает его недостаточно конкретизированным. «Все члены Европейского союза позитивно отнеслись к усилению экономической координации далее того, что мы уже определили в рамках рабочей экспертной группы и в шести законодательных предложениях Европейской комиссии. Предложения, которые могли бы быть сделаны, в деталях не обсуждались. Впрочем, не было конкретных предложений ни от Франции, ни от Германии»,— заявил президент Европейского совета Херман Ван Ромпей.
Между тем многие страны ЕС уже сейчас высказывают настороженность относительно некоторых предполагаемых положений будущего пакта. Уже сейчас вызывает возражение идея координировать уровень зарплат. К предложению относительно индексации зарплат отнеслись достаточно холодно, данную инициативу откровенно не поддержали: Бельгия, Португалия и Мальта (где применяется такая практика). Сдержанно отреагировали также лидеры Австрии, Ирландии, Словакии.
Федеральный канцлер Австрии Вернер Файман усомнился в возможности проведения согласованной политики пенсионного обеспечения. «Брюсселю вряд ли удастся решить вопрос о пенсионном возрасте, так как в отдельных странах в этой сфере имеются существенные различия»,— заявил он. Господин Файман сослался на давнюю австрийскую традицию, в соответствии с которой проведение тарифных переговоров является исключительно компетенцией социальных партнеров. «Нам представляется, что вмешательство в тарифные переговоры было бы неправильным»,— заявил австрийский политик.
Дмитрий Бондаренко