- Михаил Юрьевич, какие перемены ждут Госкомпредпринимательства в результате админреформы, уже вырисовалась картина?
- Однозначно, это будет департамент в составе Министерства экономического развития и торговли, и административная реформа в этом случае сработает. Я всегда считал, что эта структура имеет прямое отношение к Минэкономики. Новый департамент будет самым большим в структуре Минэкономики, он станет своеобразным комитетом внутри министерства.
- Вы считаете, это оптимальный вариант?
- Лучше, наверное, если бы это был негосударственный орган как, например, в Польше - национальная комиссия. Может быть, мы к этому придем. Но административную реформу все равно нужно проводить.
- Какие полномочия получит глава создаваемого департамента?
- Он будет наделен функциями уполномоченного Кабинета Министров по дерегуляции, что, по сути, повышает статус до уровня прежнего главы Госкомпредпринимательства. Право подписи остается, регуляторные акты все проходят через него: развитие предпринимательства, разрешительная система, лицензирование, контроль и так далее. В каждой сфере в составе департамента будут созданы профильные сектора из 2-4 человек, которые будут контролировать регуляторные акты и будут «буфером» между предпринимателями и властью. То есть функции все сохраняются, все до одной.
- Часть независимости структура все-таки потеряет, напрямую вливаясь в структуру министерства, возглавляемого Первым вице-премьером?
- Не думаю. Мы всегда были достаточно зависимы от Первого вице-премьера и от вице-премьеров. Без них было бы тяжело. Какие наши полномочия могут сравниться с их влиянием? Без них ничего нельзя было пройти. Так и будет продолжаться, надеюсь. Ну заберут у нас бухгалтерию, зарплату будет начислять Минэкономики - да пожалуйста. Заберут хозяйственное управление - я вообще против всех этих хозяйственных вещей, я очень строго сокращал все затраты. Вот лифты тут ремонтировать Кужель (Александра Кужель, экс-глава Госкомпредпринимательства) хотела за немаленькие деньги. Мы отдали эти деньги государству, лифты у нас ездят только вверх и не ломаются уже год, и нормально - не нужно почти два миллиона тратить. Всем рекомендую. Забрали у нас функцию регистрации субъектов хозяйственной деятельности (предпринимателей и предприятий) - может быть это и правильно. И Единый госреестр отдали Минюсту - наверное, тоже правильно. Все эти выписки, бумажки… Мы предложение по этим вопросам подали еще полгода назад в Кабмин, чтобы все отменить, но оно застряло в Минюсте.
- Есть предложения вообще отменить лицензирование. Может, это было бы правильно?
- Я так не считаю. Все-таки порядок какой-то должен быть. Если мы говорим о Европе, то количество лицензий, я уверен, должно квотироваться по всем видам деятельности. Люди должны себя и на рынках чувствовать защищенными, не должно быть никакой вакханалии.
- Кто сегодня тормозит ваши инициативы, можете конкретно назвать фамилии, ведомства?
- Мы не должны работать в роли педали скорости. Педалью скорости должны работать регуляторы. Они должны выполнять задачи, поставленные высшим руководством страны. Все считают, что высшее руководство поставило задачи, а комитет по дерегуляции должен рассказывать им, что нужно дерегулировать. Нет. Сами министерства, сами регуляторы должны изменяться. Поэтому главный тормоз - это практически все чиновничество. И то, что их сократили - очень хорошо. Их стало меньше. То есть тормозов стало меньше. Но тут под шумок, правда, и нас ликвидировали (смеется). Но мы восстановимся, «воспрянем из пепла» и продолжим им портить праздник, потому что у них каждый день праздник, жнива (смеется). Мы будем с этим бороться, если, конечно, нас еще раз не сократят и не ликвидируют.
- На какой стадии пребывают ваши предложения по упрощению открытия и закрытия бизнеса?
- Законопроект мы подготовили и направили в Кабмин. Хороший проект, мы его с европейцами делали. В частности, по открытию бизнеса мы упрощаем максимально все, что только можно: отменяем печать для физлиц, вводим нулевой уставный фонд, модельные уставы, которые не нужно будет заверять у нотариуса, отменяем нотариальную заверку документов, которые подаются на регистрацию юридических лиц и т.д. Мы работаем строго по европейскому протоколу. В плане упрощения закрытия бизнеса подготовили законопроект, которым максимальный срок закрытия юрлица ограничен шестью месяцами, физического лица - предпринимателя - тремя. Если в течение отведенного времени кредиторы не выдвинули свои требования, то предприятие ликвидируется автоматически. Эти все наши инициативы получили поддержку в правительстве.
- Относительно законопроекта по техосмотру. Вас обвиняют в лоббировании частных интересов...
- Я лоббирую один интерес: ГАИ иметь отношение к техосмотру не будет, и не будет это стоить 1400 грн., как сегодня. Не будет такого, что справку можно просто купить. Техосмотр - это безопасность наших детей, нас самих. Как автомобиль проходит осмотр технического состояния, будет фиксироваться видеокамерой. Все строго по европейскому стандарту. Станция по техосмотру не будет никоим образом привязана к станции техобслуживания, собственники будут разные, и никак иначе. И никаких пластиковых ЕДАПСовских карточек за 100 грн. не будет. Будет реестр, и тебя никто не будет во время техосмотра проверять - заплатил ты штрафы или не заплатил. Вот что я лоббирую. Впрочем, это не лоббирование, а дерегуляция. Если бы я не был политиком с многолетним стажем и не имел бы толстую шкуру, как у носорога, то я уже сошел бы с ума от того, что обо мне пишут.