Обострившаяся проблема регулирования валютных курсов и так называемые валютные войны нашего времени во многом связаны с глобальными дисбалансами, ставшими причиной мирового финансового кризиса. В основе этих дисбалансов лежит высокий торговый дефицит США и ряда других развитых стран, который обостряется за счет того, что некоторые страны Юго-Восточной Азии сдерживают укрепление своих национальных валют. Нарастание конкурентной девальвации считалось одним из ключевых рисков для мировой экономики на пике кризиса в 2008-2009 годах. Девальвационные войны вызывают сейчас особенно сильные опасения, поскольку сохраняется возможность новой волны кризиса, высока вероятность хронически низких темпов роста развитых стран и мирового хозяйства и наблюдается значительное ослабление доллара на мировых рынках.
С точки зрения теории игр мировая экономика сегодня оказывается в ситуации так называемой дилеммы заключенного — несмотря на выгоды для всего мирового хозяйства от торговой либерализации, различные страны все больше вовлекаются в противостояние, основанное на конкурентной девальвации и протекционизме. Когда экономический вес стран, вовлеченных в конкурентную девальвацию, становится значительным, это порождает новые волны ослабления валют — остальным странам становится все сложнее оставаться в стороне от этих процессов, по мере того как их конкурентоспособность снижается. Результатом становится взаимный подрыв темпов восстановления мировой экономики и нарастание инфляционных рисков.
Каковы пути выхода из «девальвационной спирали» для мирового хозяйства? Каждая страна должна внести свой вклад в снижение глобальных дисбалансов. Развивающиеся страны Азии по мере получения большего веса в мировых финансовых институтах должны брать на себя и большую ответственность в решении глобальных проблем, в том числе за счет постепенного ослабления контроля за девальвацией национальных валют. С другой стороны, развитые страны должны сократить государственные расходы и снизить бюджетные дефициты, которые является одним из источников увеличения торговых дефицитов.
Главный экономист Дойче Банка в России Ярослав Лисоволик