Верховный суд утвердил оправдательный приговор начальнику службы безопасности «Евросети» Борису Левину и восьми его подельникам, вынесенный в прошлом году. Поскольку приговор был основан на вердикте присяжных, прокуратура обжаловала его по формальным основаниям, указав, что судья будто бы не прерывал реплики адвоката подсудимых Владимира Калиниченко, которые могли повлиять на присяжных. Однако, как сообщил вчера прокурор Анатолий Башмаков, при изучении стенограммы процесса выяснилось, что судья делал необходимые заявления и оснований обжаловать приговор на самом деле нет. Не удалась попытка обжаловать приговор и защите потерпевших.
Левин, другие сотрудники «Евросети» и милиционер Александр Курта обвинялись в похищении в 2003 г. предпринимателя Андрея Власкина и его напарника Дмитрия Смургина и вымогательстве у них денег. Осенью 2008 г. были арестованы Левин и его заместитель Андрей Ермилов, а в январе 2009 г. по этому делу был обвинен, заочно арестован и объявлен в розыск бывший совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин. Генпрокуратура отправила в Великобританию запрос о его выдаче (рассмотрение в августе 2010 г. было отложено на год). Чичваркин объяснял, что Власкин и Смургин на самом деле воровали у «Евросети» телефоны, а его преследуют из мести — в частности, за то, что он помешал милиционерам присвоить конфискованный у «Евросети» товар. Перед отъездом в Лондон Чичваркин и его партнер продали «Евросеть».
Вступивший в силу приговор суда по делу «Евросети» составляет преюдицию, а раз Чичваркин привлекался к ответственности как пособник оправданных, он тоже невиновен, уголовное дело в его отношении необходимо немедленно закрыть, его самого снять с розыска и отозвать запрос о его экстрадиции, говорит адвокат Левина Марат Файзулин. Получить комментарии в Следственном комитете России и Генпрокуратуре вчера не удалось. Однако в декабре председатель комитета Александр Бастрыкин говорил: если приговор вступит в силу, «будем решать вопрос о наличии, сохранении оснований» для преследования Чичваркина.
Сам Чичваркин сообщил, что приветствует решение Верховного суда, ждет, что Генпрокуратура отзовет запрос о его экстрадиции, но еще не решил, вернется ли после этого в Россию.
Предприниматели, которых попросили высказаться о снятии обвинений с Чичваркина, проявили удивительное единодушие: хорошо, но мало. Оправдание Чичваркина положительно повлияет на инвестиционный климат в России, считает руководитель межотраслевого совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Но по своему резонансу приговор по делу «Евросети» несравнимо слабее, чем обвинительный приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, оговаривается он.
«Инвестиционный климат складывается из слишком многих факторов. Дела российских предпринимателей — это все звенья одной цепи. Одно дело — не важно, каков его исход, — не может являться определяющим для смены инвестиционного климата», — полагает основной владелец сети «Магнит» Сергей Галицкий. Президент «Евросети» Александр Малис считает, что оправдательный приговор бывшим подчиненным Чичваркина положительно скажется на инвестиционном климате в России. Но, по статистике, 98% приговоров, которые выносят российские суды, обвинительные, поэтому они более типичные, добавляет он.
Это решение благоприятно отразится на инвестклимате, согласен совладелец «Нортгаза» Фархад Ахмедов, но, чтобы восстановить доверие, недостаточно точечных решений (Михаил Гуцериев, Чичваркин) — нужны коренные изменения в судебной системе, чтобы подобные решения принимались не задним числом, когда прошло столько времени и понесен такой ущерб, уверен он.
«Это хороший знак для всех нас. Любая хорошая, добрая информация всегда позитивно влияет на инвестиционный климат. Больше бы таких действий было», — комментирует совладелец «Вимм-билль-данна» Давид Якобашвили.
«Это решение суда — хорошая новость, но, чтобы добиться существенного улучшения отношения инвесторов к России, ее одной мало», — говорит основатель группы «Рольф» Сергей Петров.
Бизнесмен Михаил Черной тоже считает, что одного положительного решения по Чичваркину недостаточно, для того чтобы международное сообщество улучшило мнение об инвестиционном климате в России; чтобы это произошло, нужно решить и другие спорные вопросы, касающиеся российских предпринимателей и рассматривающиеся в том числе в международных судах. «Печально, что, пока эти [судебные] дела продолжаются, бизнесмены иногда лишаются своего бизнеса», — сокрушается Черной.