В реальности некогда семейный банковский бизнес давно превратился в глобальную индустрию. Нишу банков с двухсотлетней историей занимают международные финансовые конгломераты вроде Bank of America, Morgan Stanley или UBS, каждый из которых управляет более чем триллионом долларов. Свыше 64% мирового рынка wealth management (около $16,5 трлн) контролируется всего десятью банками. Среди них только Pictet является представителем традиционного швейцарского банка, существующего в форме частного партнерства, что, собственно, и породило термин «частный банк».
Индивидуальный подход, доверие, конфиденциальность и многолетние традиции обещает каждый банк без исключения, несмотря на то что менеджер, с которым клиент беседует сегодня, через пару лет окажется в конкурирующем банке.
Комиссионные банк будет брать по-разному: плату за каждую транзакцию в первом случае или процент от стоимости активов во втором. Приготовьтесь платить также за хранение бумаг, ведение счетов, онлайн-доступ к ним, пересылку корреспонденции и т. д. Это то, что клиент увидит в выписке по счету. Однако часть комиссий в выписке не видна.
Клиенту не покажут, что при покупке инструмента в иностранной валюте конвертация была сделана по специальному курсу, существенно отличающемуся от рыночного. Не слишком любопытный клиент, не располагающий доступом к торговым терминалам, скорее всего, не узнает, что при приобретении биржевых бумаг он может потерять не только на комиссии банка, но и на том, что бумаги будут куплены не по самой выгодной цене.
Понимание полной стоимости услуг очень важно. Большинство банков декларируют консервативный подход при управлении клиентскими активами, а явные и скрытые комиссии существенно уменьшают и без того небольшой доход.
Как это ни парадоксально, но чем крупнее банк, тем проще решать проблему излишних поборов. Такой банк работает как огромный финансовый конвейер, и в целом он более эффективно решает проблему снижения издержек. Правда, и клиентов он предпочитает соответствующих. Например, британский офис банка JP Morgan, управляющего более $600 млрд и обслуживающего более 40% мирового списка Forbes, не работает с клиентами, располагающими менее £10 млн ликвидного капитала.
Небольшой банк, скорее всего, будет значительно скромнее в своих первоначальных требованиях, но именно поэтому вынужден «выжимать» каждый счет по максимуму.
Еще в 1953 году создатель индустрии взаимных фондов сэр Джон Темплтон заметил, что приобретение и удержание клиентов — это один из самых сложных аспектов его бизнеса, потому что решения клиентов на 90% обусловлены подсознательными мотивами и только на 10% — логикой. Сотрудники управлений wealth management понимают это как нельзя лучше, апеллируя в основном к первым 90% и настаивая на особых отношениях, которые приобретает клиент.
Речь, однако, идет о продаже финансовых услуг, к выбору которых применим универсальный критерий: максимальное качество за минимальные деньги. Определите, какой именно набор услуг вам необходим и какие финансовые институты способны его предоставить. Возможно, обычный банк и счет у брокера — это все, что вам на самом деле нужно.
Автор — Управляющий партнер UFG Wealth Management