Из этого примера видно, что правила ФИФА — перечисленные в двухстраничном своде нормативов, регламентирующих конкуренцию заявок на организацию ЧМ, — оставляют возможность претендентам использовать финансовый ресурс, чтобы косвенно влиять на относительно небольшой круг чиновников исполкома, принимающих итоговое решение, комментирует газета.
Документы, к которым получила доступ The Wall Street Journal, не указывают на какие-либо нарушения со стороны Катара, напротив, эмират действовал полностью в рамках принципов заявочных кампаний ФИФА.
В документах, полученных The Wall Street Jоurnal, отражена деятельность катарской футбольной академии Aspire Academy for Sports Excellence в 15 странах. В одной из бумаг от 2009 года прописаны планы о содействии развитию массового любительского футбола в Нигерии и создании футбольной академии в Таиланде.
Представители этих государств на момент составления документов состояли в исполкоме ФИФА, благодаря чему Катар потенциально мог рассчитывать на два из 13 необходимых для победы голосов в решающий день 2 декабря 2010 года.
По данным источника The Wall Street Journal, Таиланд в итоге действительно поддержал катарскую заявку, но в связи с требованиями конфиденциальности голосования официального подтверждения этой информации нет.
Официальный представитель катарского комитета утверждает, что никаких нарушений в заявочной кампании не было. ФИФА выразила уверенность, что принятый регламент гарантирует справедливую и честную конкуренцию заявок.
Как стало известно газете The Wall Street Journal из документов катарского комитета, Aspire в рамках программы Football Dreams работала в 10 африканских государствах, три из них (Камерун, Кот-д'Ивуар и Нигерия) имеют представительство в исполкоме ФИФА.
Всего своих чиновников в исполком ФИФА делегируют шесть из 15 стран (40%), выбранных эмиратом в качестве направлений футбольной экспансии Aspire. Стоит отметить, что в мировом масштабе из 208 входящих в ФИФА национальных ассоциаций в составе главного комитета присутствуют лишь 24 (12%).
Катар привлекал к PR-кампании мировых звезд футбола из Франции, Испании, Аргентины и других стран. Некоторые из них за публичную поддержку Катара получили более миллиона долларов, сообщили источники The Wall Street Jоurnal. В частности, согласно документу от 2009 года, к которому получила доступ газета, одному из звездных «послов» катарской заявки, футболисту Зинедину Зидану, планировалось заплатить 900 тысяч евро за серию выступлений и высказываний плюс по 5 тысяч евро за каждое интервью. По данным источника The Wall Street Journal, всего за поддержку катарской заявки Зидан заработал 3 млн евро.
Финальному голосованию в ФИФА в 2010 году предшествовала скандальная заявочная кампания, в ходе которой, в частности, звучали обвинения в сговоре в адрес катарского и объединенного испано-португальского комитетов. Так, утверждалось, что Катар согласился обеспечить в Африке поддержку испано-португальской заявки на 2018 год и в ответ в борьбе за ЧМ-2022 рассчитывал на помощь испаноязычных стран. Исполком ФИФА отверг эти обвинения и никаких санкций применять не стал.
Победа Катара вызвала критику со стороны Австралии, Великобритании и США, которые также боролись за право проведения ЧМ в 2018 либо 2022 году. Некоторые представители международного сообщества говорят также о жарком климате и необходимости существенных инвестиций (50 млрд долларов) в создание недостающей инфраструктуры.
Катарские чиновники, однако, объясняют эту критику предубеждениями и ошибочными представлениями о Ближнем Востоке. ФИФА подчеркивает необходимость расширения роли футбола на международном уровне.