По его словам, главный вопрос, над которым сегодня ломают голову участники рынка нефтепродуктов: Решение суда (о признании законным безналогового импорта компанией Ливела) - подстраховка от претензий по былым «подвигам» или начало нового этапа работы Ливелы?
«Большинство мнений сводится к тому, что судебное решение такого уровня в нашей стране является серьезной инвестицией. А деньги, как известно, нужно возвращать. Иными словами, рынок спорит уже лишь о дате возобновления безналоговых поставок», - пишет автор. Владельцы НПЗ, по его словам, в данной ситуации являются главной пострадавшей стороной.
Как ранее сообщалось, в октябре 2010 года под напором безналогового импорта и контрабанды через южные порты был вынужден остановиться Одесский НПЗ Лукойла. Переработка нефти на Лисичанском НПЗ компанией ТНК-ВР была снижена до минимума (и резко увеличена после ноябрьской остановки Ливелы).
«Выход из ситуации обозначил третий ключевой представитель украинской нефтепереработки - Укртатнафта, контролируемая группой Приват: поставки импортной нефти на предприятие пошли через Ливелу», - отмечает Куюн.
По мнению эксперта, появление указанного судебного решения и новых ожиданий безналогового ввоза нефтепродуктов в Украину, вероятно, имеет серьезные предпосылки, «если проще - сулит большие деньги».
«Во-первых, с 1 января 2011 года в Украине на 40% повышен акцизный сбор - со 132 до 182 евро/т для бензинов и в среднем с 65 до 90 евро/т для ДТ. Поскольку льготник получил право не платить акциз, его увеличение будет лишь приятным бонусом в размере 50 евро/т (плюс дополнительный бонус в 10 евро/т в виде НДС на акциз). С немного меньшим, но все равно завидным результатом проходят операции с дизтопливом. Но и на этом »подарки« не заканчиваются: с 1 января впервые будет облагаться акцизом сжиженный газ. Это еще 40 евро/т», - отмечает Куюн.
Во-вторых, по его словам, продолжаются дебаты о введении пошлины на импорт нефтепродуктов. «Размеры возможной пошлины будоражат воображение: 130 евро/т для бензина, 80 евро/т - ДТ и 40 евро/т - пропан-бутана. Если эта норма будет принята, пошлина автоматически станет »добычей« льготника, ведь он получил гарантии сохранения режима налогообложения образца 1992 года. Тогда, как известно, в независимой Украине не было ни НДС, ни акциза, не говоря уж о пошлинах. Размер возможной оптимизации (а это три перечисленных налога) может составить 620 долл. на тонне бензина и 400 долл. - на тонне дизтоплива», - отмечает автор.
«Намного меньшая премия в прошлом году загнала в оптимизационную дыру почти весь топливный импорт, а резко возросшие ставки при описанном раскладе вообще не оставят ему шансов попасть в Украину иным путем. Год такой »работы«, и на »сэкономленные« средства можно будет купить все, что на этом рынке вообще есть, - и заводы, и заправки», - считает эксперт.