На днях заместитель председателя Днепропетровской обладминистрации Вячеслав Задорожный заявил, что по поручению губернатора области Александра Вилкула провел встречу с представителями британской компании Scott Wilson LTD, специализирующейся на консалтинговых услугах. Эта компания в свое время выиграла у ЕБРР тендер на разработку технико-экономической оценки проекта строительства метрополитена в Днепропетровске, на который украинские чиновники просят денег. С Scott Wilson LTD руководство города и области встречалось во второй раз, впервые англичане посещали Днепропетровск в октябре, когда им передавали необходимую информацию для оценки.
Как сообщил =первый заместитель председателя облсовета Андрей Муксимов, иностранцы дали проекту положительную оценку, обозначив его рентабельность в 7%. Вместе с тем для его финансирования ЕБРР поставил перед чиновниками ряд условий, в частности, передать метрополитен Днепропетровска из государственной собственности в коммунальную, а также получить для предоставления кредита государственные гарантии. После чего последует подписание сторонами кредитного договора. Учитывая оценку Scott Wilson LTD, местные власти рассчитывают получить EUR200 млн. в кредит на 10-15 лет со ставкой до 5% годовых. Пока же подписание договора тормозит неопределенная позиция правительства, которое, со своей стороны, также пообещало выделить из госказны деньги на расширение в городе метрополитена.
В то же время Андрей Муксимов указывает на то, что и денег ЕБРР будет недостаточно для реализации проекта в полной мере. По его оценкам, для открытия трех станций потребуется не менее 300 млн евро. При достаточном финансировании строительство станций закончат через 4-4,5 года. Во всяком случае такую оценку дал институт «Днепргражданстрой». В то время как по расчетам специалистов Кабмина, реализация проекта потребует семь лет. Примечательно, что ранее днепропетровские чиновники вели переговоры о строительстве метрополитена с китайской компанией China Railway International, с которой так же, как и с ЕБРР, в Днепропетровске был подписан меморандум.
Серьезным минусом в предложении китайцев, по словам Андрея Муксимова, стало их условие об исполнении работ исключительно китайскими компаниями, в то время как ЕБРР не исключает возможности реализации проекта с помощью украинских подрядчиков. О предоставлении кредита днепропетровские власти ведут переговоры и с Японией, у которой вроде бы можно занять денег на десять лет на самых выгодных условиях — под 0,75% годовых. Хотя, по словам Андрея Муксимова, в отличие от европейцев, готовых предоставить деньги уже в этом году, заемные средства от правительства Японии можно ждать несколько лет.
В любом случае, кто бы ни дал денег на строительство метро, возвращать средства днепропетровские чиновники рассчитывают за счет самого объекта, который после открытия новых станций, по их мнению, способен сам «сгенерировать» нужную сумму. Для этого, по словам Андрея Муксимова, государство должно обеспечить прежний уровень дотаций предприятию, которое обслуживает 35% пассажиров, пользующихся льготами.