Англичане называют подобное иррациональное поведение «выстрелом в собственную ногу»: президент Белоруссии Александр Лукашенко провел избирательную кампанию в относительном умеренном (по стандартам его режима) тоне, но затем всего за несколько часов полицейского произвола окончательно разрушил им же тщательно создававшуюся иллюзию возможности диалога Минска с Западом. Таков в целом тон зарубежных СМИ, которые пытаются понять, зачем Лукашенко это сделал, и как на это реагировать.
Газета The Wall Street Journal выделяет из вчерашних высказываний белорусского лидера слова о том, что в этой стране больше не будет «бестолковой демократии». Эти заявления, по мнению издания, наряду с сомнительными результатами самих выборов, «стали сигналом конца попыток дипломатического сближения (Лукашенко) с США и Европейским Союзом, что оставляет Белоруссии меньше вариантов снижения своей давней экономической зависимости от России».
Та же мысль, но с другой стороны, звучит в редакционном комментарии газеты The Washington Post: «В течение нескольких лет дипломаты из Европейского Союза лелеяли надежду на то, что белорусского президента Александра Лукашенко, который давно известен, как «последний диктатор Европы», можно будет переманить из союза с Россией и побудить повести свою страну по пути подлинной независимости и демократии. Минувшим воскресным вечером этот проект лопнул на площади Независимости в Минске».
The Wall Street Journal добавляет, что американский Госдепартамент счел использование силы против оппозиции «непропорциональным», что означает «откровенный шаг назад по стрежневым вопросам наших отношений с Белоруссией». Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Кэтрин Эштон призвала белорусские власти немедленно освободить арестованных кандидатов в президенты. Реакция руководства Польши и Литвы — эти страны громче других призывали к выведению Белоруссии из российской орбиты, — характеризуется словом «шок». Наблюдатели ОБСЕ назвали процесс подсчета голосов «плохим или очень плохим».
The Washington Post именует воскресные акции протеста оппозиции «самыми масштабными из когда-либо проводившихся против Лукашенко». Газете представляется, что это может быть признаком того, что белорусы, наконец, устали от режима. В то же время президент Белоруссии на своей вчерашней пресс-конференции намекнул, что, мол, в рядах оппозиции есть люди с «разумными идеями».
Независимый белорусский политолог Александр Класковский, которого цитирует WSJ, призывает не обольщаться: «Будущее старой оппозиции незавидно, а новая оппозиция может оказаться марионеточной».
Другой белорусский политолог подтвердил, что после несанкционированной акции 19 декабря в Минске арестовано 400 человек, нахождение многих из них неизвестно. По его мнению, причиной столь неадекватной реакции Лукашенко на фоне его убедительной победы является «страх»: победитель, вероятно, сам не верит в свои силы и всюду видит угрозу.
Главный вопрос, чего стоит теперь ожидать официальному Минску от Запада, и на этот счет нет единого мнения. По словам эксперта брюссельского Европейского политического центра Аманды Пол, ЕС продолжит попытки вовлечения Белоруссии в свою орбиту, поскольку политика санкций в отношении этой страны не сработала. Однако Евросоюз не сможет зайти на этом пути столь далеко, как ранее намеревался.
Прямо противоположная мысль содержится в редакционной статье The Washington Post: «господин Лукашенко, который пытался столкнуть лбами Запад и Россию, теперь может полагать, что ему удастся опереться на Москву, объявившую разгон демонстраций «внутренним делом Белоруссии». Но западные правительства должны сделать так, чтобы он заплатил (высокую) цену за свое поведение. Санкции против господина Лукашенко и его ближайших сообщников должны быть восстановлены и усилены».
Редакционная статья The Washington Post завершается любопытным тезисом: события в Белоруссии дают президенту Бараку Обаме шанс проверить, не распространяется ли «перезагрузка» в отношениях между Москвой и Вашингтоном также на Белоруссию. Кремль имеет достаточно собственных оснований «презирать мистера Лукашенко», говорится в статье. Возможно, настал момент побудить «правительство Владимира Путина отказаться от своих империалистических амбиций в регионе и посотрудничать в изоляции режима, в котором давно назрели перемены».