2010 г. Минэнергоуголь решил завершить на мажорной ноте еще в конце ноября, когда по итогам встречи с трейдерами подопечные Юрия Бойко заявили о договоренности соблюдать ценовую стабильность на рынке. Уже через пару недель после этого заседания стало понятно, что нефтяники передумали: в течение первой половины декабря литр дизельного топлива и бензина А-95 вырос в цене более чем на 2% — до 7,15 и 7,85 грн. соответственно.

В принципе, обосновать эту динамику можно: на протяжении ноября (когда нефть закупается для переработки в декабре) черное золото на мировых рынках подорожало на 3% — до $85/баррель. А стоимость импортных нефтепродуктов за этот же период на границе Беларуси и Украины повысилась примерно на 10% — до $890/т. Но не стоит забывать, что на отечественном рынке уже полгода активно работает компания «Ливела», которая ввозит импортные нефтепродукты в страну без уплаты каких-либо налогов. Работать на таких условиях она смогла благодаря своей материнской структуре — украинско-польскому СП «Тайстра», на которое распространяются налоговые льготы. В последнее время «Ливела» стабильно ввозит по безналоговой схеме около 200 тыс. т горючего в месяц. Впоследствии топливо со скидкой перепродается многим отечественным трейдерам. Поэтому связывать рост цен на розничном рынке Украины с удорожанием импортного горючего не совсем правильно.

Более реалистичным поводом для смены табличек на стелах АЗС можно считать вступивший в силу 4 декабря Налоговый кодекс, в котором заложены повышенные ставки акцизных сборов на бензины и дизельное топливо. Согласно этому документу акциз на бензины увеличится на 37,9% — до 182 евро/т. Примерно на такую же величину вырастут сборы для солярки, с той лишь разницей, что для этого вида топлива акциз дифференцирован в зависимости от содержания серы. Например, ставка на наиболее качественное дизтопливо (с содержанием серы менее 0,005%) подскочит на 40% — до 42 евро/т, а для самого низкокачественного (с содержанием серы более 0,2%) акциз повышен на 38,5% —до 90 евро/т. Если новые ставки акцизов, вступающие в силу с 1 января 2011 г., заложить в розничные цены, то последние поднимутся примерно на 50 коп./л. Но, для того чтобы сделать этот скачок менее заметным, трейдеры начали перекладывать возросшую налоговую нагрузку на плечи автомобилистов еще с декабря 2010 г.

В такой ситуации отечественных любителей быстрой и комфортной езды может утешить лишь тот факт, что с 1 января 2011 г. в Украине вступают в силу новые стандарты качества производства нефтепродуктов, соответствующие европейским нормам EN228 (для бензинов) и EN590 (для дизеля). От действовавших многие годы ГОСТов они отличаются более низким допустимым содержанием серы и ароматических углеводородов в топливе. Правда, это нововведение будет работать в нашей стране с небольшими особенностями. Во-первых, новые стандарты распростанятся только на дизтопливо и высокооктановые бензины (для производителей А-76 и А-80 Минэнергоуголь решил оставить старые стандарты). Во-вторых, у Госпотребстандарта нет возможности контролировать соответствие горючего новым стандартам. Именно по этой причине ведомство Александра Матвийчука в течение последних двух лет не провело ни одной проверки топлива на АЗС. Но даже если комитет завалить бюджетными деньгами, то фальсификата, занимающего около 40% на украинском рынке нефтепродуктов, меньше не станет. Ведь отечественное законодательство обязывает Госпотребстандарт уведомлять трейдеров о проверках за десять дней. А как показывает практика, этого времени вполне достаточно, чтобы контрафактное горючее исчезло с проверяемой заправки.