Сложившиеся годами устои начнут ломать не только для удобства водителей, чтобы они обслуживались исключительно в облюбованной ими страховой компании, а не в той, где купил полис «автогражданки» виновник аварии, но и для того, чтобы решить две основные проблемы. Первая — наплевательское отношение автолюбителей к выбору компании при покупке страховки ОСАГО: если, приобретая каско, они тщательно изучают СК, поскольку в будущем речь пойдет о выплатах в их пользу, то «автогражданку», как правило, покупают, даже не глядя на вывеску компании (поскольку ущерб будет возмещаться третьим лицам). Обычно СК выбирается по одному принципу — дешевизне страховки. Вторая проблема связана с плохим сервисом страховых компаний: они не особенно стараются из-за того, что, по сути, обслуживают «чужих» клиентов. По правилам ОСАГО ущерб компенсируется не тому, кто купил полис, а его жертвам в авариях. В результате такого обоюдного равнодушия урегулирование страховых событий и получение выплат потерпевшими растягиваются на долгие месяцы. Внедрение же прямого урегулирования должно в корне изменить ситуацию. «С введением этого механизма пострадавший в ДТП станет обращаться за выплатой к своему страховщику, у которого он купил полис «автогражданки». А затем СК получит компенсацию выплаты от компании виновной стороны», — пояснила председатель правления СК «Провидна» Ирина Сиренко.
Прямое урегулирование принесет очевидные выгоды всем сторонам. Потерпевшие начнут получать выплаты быстрее и с меньшей нервотрепкой, компании же смогут оптимизировать свои затраты на урегулирование страховых событий. «Введение такого механизма благотворно повлияет на рынок в целом. Клиенты будут покупать не «бумажку», чтобы «ГАИ отстало», а реальный полис, который обеспечит защиту и удобство. При этом они станут внимательнее изучать СК, предлагающие договоры», — уверен заместитель председателя правления страховой группы «ТАС» Александр Тимошенко. Ожидается, что с введением новых правил игры произойдет постепенное перераспределение клиентов в пользу финансово-устойчивых компаний, в срок выполняющих свои обязательства и предлагающих качественный сервис.
Предполагается, что взаиморасчеты между страховщиками будут проводиться с помощью специально созданного клирингового центра. Скорее всего, его создадут на базе одного из банков. Каждого члена МТСБУ (ожидается, что в системе прямого урегулирования примут участие абсолютно все члены бюро) обяжут открыть в нем депозитный счет, «заморозив» на нем определенную сумму. С него будут списываться средства в счет проведенных выплат и поступать деньги, причитающиеся СК от других страховщиков. Чтобы у компаний не возникало искушения оспаривать сумму компенсации, выплаченной от их имени коллегами (могут возникнуть разногласия относительно расчета амортизации авто, экспертной оценки ущерба и т. д.), расчеты предполагается производить в размере среднего убытка по «автогражданке». Эту сумму рассчитают актуарии. Так что, сколько бы страховщик не выплатил своему клиенту, на его счет перечислят фиксированную сумму. Интересно, что средняя сумма будет перечисляться независимо от того, сколько реально по факту выплатят жертве аварии — больше или меньше установленной фиксированной суммы.
На внедрение механизма прямого урегулирования потребуется около года. «Теоретически его можно было бы запустить и без всяких законодательных изменений, если бы СК создали саморегулирующую организацию и взяли на себя обязательства по участию в этой системе. Но будет надежнее, если механизм прямого урегулирования и обязательность участия в нем всех СК — членов МТСБУ будут закреплены законом. В этом случае мы сможем избежать каких-либо неожиданных поворотов, связанных с возможным отказом компаний урегулировать убытки напрямую», — пояснил заместитель генерального директора МТСБУ Иван Гуминский.
Страховщики прогнозируют, что новая система получения выплат быстро станет популярной у клиентов. «Например, в России прямое урегулирование и европротокол (возможность оформления ДТП и получения выплаты без вызова ГАИ.) были введены практически одновременно в 2009 г. Однако статистика показывает, что возможностью прямого урегулирования водители пользуются гораздо чаще», — рассказал г-н Гуминский. Причина: в системе европротокола устанавливаются определенные лимиты — в России водители могут получить возмещение не более 25 тыс. руб. ($806). Однако определить на глазок сумму ущерба бывает довольно сложно, и, чтобы не рисковать, водители продолжают оформлять происшествия в ГАИ, а затем используют свое право на прямое урегулирование убытка. К слову, не исключено, что в Украине две новые системы урегулирования убытка по «автогражданке» внедрят с незначительным временным разрывом. По словам Ивана Гуминского, законопроект о европротоколе, принятый в первом чтении летом 2010 г. (проект №4652-д), может быть вынесен в сессионный зал и принят в целом еще до наступления нового года. В этом случае водители смогут начать оформлять ДТП по ускоренной процедуре без участия ГАИ уже с лета 2011 г.
Готовясь к скорым новшествам, Моторное бюро намеревается усилить контроль над работой своих членов. На прошлой неделе общим собранием МТСБУ был утвержден порядок мониторинга и оценки финансового состояния страховщиков. Документ позволит заблаговременно выявлять финансово неустойчивые и неплатежеспособные компании. Анализироваться будет отчетность уже 2010 г.: дирекция МТСБУ поквартально рассчитает фактические финансовые показатели своих членов и оценит их по четырехбалльной шкале, умножая на соответствующие коэффициенты. Если финансовое состояние СК окажется значительно ниже среднего показателя, ее могут обязать пройти независимый аудит либо ограничить выдачу компании бланков полисов «автогражданки». Если же выяснится, что показатели СК не соответствуют лицензионным условиям, дирекция МТСБУ уведомит об этом Госфинуслуг, и санкции к горе-страховщику начнет применять регулятор.