Весной премьер-министр России Владимир Путин предложил объединить «Газпром» с «Нафтогазом» и на первом этапе создать на паритетных условиях СП, в которое с украинской стороны вошли бы добычные и транспортные активы, а со стороны «Газпрома» – месторождения аналогичной стоимости на полуострове Ямал или на юге России.
Астраханские месторождения газа отличаются крайне сложными условиями добычи из-за высокого содержания серы. Ранее в регионах отказались работать целый ряд крупнейших западных компаний, в частности Total. Однако Украина согласилась на это предложение. Причем астраханские месторождения – пока единственный вопрос, в котором стороны пришли к согласию.
Высокопоставленный источник в Минтопэнерго говорит, что для Киева «главное – добиться гарантий загрузки газотранспортной системы не менее чем на 100 миллиардов кубометров и прекращения строительства Россией South Stream». Однако, по словам другого источника, близкого к переговорам, Москва твердо намерена строить газопровод, и поэтому «трудно давать гарантии по объемам транзита на перспективу 25 лет по системе 'Нафтогаза'». Киев же, по его словам, не согласен на таких условиях создавать СП, и именно этот вопрос был поднят на переговорах в пятницу.
Причина разногласий кроется и в схеме возврата «Нафтогазом» 11 миллиардов кубометров газа RUE. Юрий Бойко предложил, чтобы «Нафтогаз» вернул RUE не 11 миллиардов кубометров, а половину этого объема. Предложенная схема такова: «Нафтогаз» возвращает трейдеру весь объем, однако затем оформляет возврат 5-6 миллиардов кубометров по низкой цене 150-180 долларов за тысячу кубометров в качестве зачета по долгам RUE перед НАК. В «Газпроме» требуют другой последовательности действий: возврат «Нафтогазом» всего объема газа RUE, переоформление его на «Газпром экспорт» и реализация по контрактам «Газпрома» в ЕС с последующими расчетами перед RUE, а также погашение долгов трейдера перед НАК.