Довольно спорным выглядит компромисс, который достигнут по «упрощенцам». Список видов деятельности остается по-прежнему сокращенным (в том же виде, в котором он был принят в первом чтении). Как пояснил замминистра финансов Вадим Копылов, это принципиальная позиция правительства: уйти от дробления производства, убрав из него «упрощенцев», оставив им лишь услуги «от человека к человеку».

Также для большинства городов ставка единого налога все равно повышается (с 200 до 400—600 грн в месяц). Правда, увеличивается максимально допустимый оборот в год (600 000 грн).

С другой стороны, нормы, которые действительно сокращали возможность бизнесу уклоняться от налогов, вычеркнуты. Например, предлагается отменить принятый в первом чтении запрет быть «единоналожником» при получении больше половины средств из одного источника. А ведь эта норма поставила бы крест на одной из самых распространенных схем уклонения от уплаты подоходного налога и отчисления в соцфонды (когда работника оформляют как частного предпринимателя, и, вместо всех налогов и сборов, он платит только 200 грн единого налога).

Предприниматели по-прежнему недовольны. «Все равно большая часть наших предложений не учтена, особенно в сфере сокращения количества «упрощенцев», — отмечает руководитель Комитета по вопросам защиты предпринимателей при оппозиционном правительстве Оксана Продан.

Глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник: «За то время, пока проект Налогового кодекса лежал в профильном парламентском комитете, было внесено более 4500 предложений, и треть из них была принята. Для упрощенцев, по которым было больше всего поправок и споров, вводится переходный режим в три месяца с тем, чтобы у них было время ознакомиться с более чем 300-страничным кодексом. Будут сокращены права налоговой: мы предусмотрели исчерпывающий перечень прав контролирующих органов и оснований для их применения. Штрафные санкции будут уменьшены, особенно касающиеся злоупотреблений с кассовыми аппаратами. Наш проект в полной мере теперь не удовлетворяет ни правительство, ни предпринимателей, он частично учитывает пожелания каждой стороны».

Министр финансов теневого правительства нардеп Андрей Сенченко (БЮТ): «НК остался прежним уродливым документом, в котором много отсылок к законам и делегирования прав Кабмину и налоговой. Все это воплотится в подзаконные акты и будет то же самое, что и сейчас. Налоговая получила, что хотела, это полная власть над предпринимателями и наоборот, эфемерные возможности последних защитить свои интересы, Олигархи добились снижения налогов с крупного бизнеса, осталась возможность выведения денег на оффшоры, но не улучшился инвестиционный климат. А для мелкого и среднего создали «резервацию» [плательщикам НДС невыгодно работать с неплательщиками-единоналожниками[, в которой он постепенно вымрет, задушенный налогами и штрафами».