Остальные нефтетрейдеры терпят убытки и теряют клиентов, а нефтеперерабатывающие заводы вынуждены останавливаться. Участники рынка заявляют, что, если в ближайшее время правительство не вмешается, рынок будет монополизирован, а государство недополучит до конца года около $1 млрд.
Эксперты считают, что существующая схема имеет своих покровителей в Кабмине.
В распоряжении издания оказались данные Энергетической таможни, свидетельствующие о росте объема импорта нефтепродуктов у кременчугской Ливелы. Так, в августе компания, не платящая акцизы, НДС и ввозную пошлину, импортировала 89 тыс. т нефтепродуктов из общего объема импорта в 408 тыс. т, в сентябре – уже 318 тыс. т из 498 тыс. т, а в октябре – 399 тыс. т из 518 тыс. т. При этом объем потребления нефтепродуктов, по информации Минтопэнерго, в августе и октябре составил по 900 тыс. т, а в сентябре – 895 тыс. т. Таким образом доля нефтепродуктов, импортируемых Ливелой, в августе составила 10%, в сентябре – 36%, а в октябре – уже 44%. Сумма налоговых льгот, которые Ливела не заплатила в бюджет за три месяца, по данным Энергетической таможни, составила $253 млн. Ливела добилась права на ввоз нефтепродуктов без уплаты акциза, НДС и ввозной пошлины в августе этого года через суды, ссылаясь на закон, действовавший в стране еще в 1990-х годах. Сейчас эти решения оспариваются Гостаможней. Эксперты и участники рынка утверждают, что фактическим владельцем Ливелы является народный депутат Партии регионов Владимир Зубик. Сам господин Зубик эту информацию опровергает. Из-за беспошлинного импорта нефтепродуктов в сентябре прекратили перерабатывать нефть Дрогобычский и Надворнянский НПЗ, а в середине октября заявил об остановке Одесский НПЗ. О возможной остановке сообщили и в Укртатнафте.