Александр Сиренко, аналитик Upeco
В третьей декаде октября котировки на нефть немного успокоились, отступив на 4-5% от пиковых значений месяца. Так, 21 октября североморский Brent стоил $81,2 за баррель, а российский Urals — $80 за баррель. Похоже, держать нефть выше восьмидесятидолларовой отметки «помогают» французские нефтяники, забастовки которых могут дестабилизировать работу компаний в Европе.
Было бы отрадно предположить, что, почуяв снижение котировок, заработал после двухмесячного перерыва Дрогобычский НПЗ. Но, увы, на работу западноукраинского предприятия мировые цены на нефть влияют косвенно. Загрузка НПЗ зачастую зависит от полноты сырьевых резервуаров. Напомним, последний раз завод находился в рабочем состоянии в июле 2010 года. В январе-сентябре 2010 года Дрогобычский НПЗ переработал 234,6 тыс. тонн нефти и произвел 65,8 тыс. тонн бензинов, 85 тыс. тонн дизтоплива, а также 69,7 тыс. тонн товарного мазута.
Как ранее анонсировалось, в конце второй декады октября остановил переработку Одесский НПЗ. За 20 дней месяца предприятие осилило 119 тыс. тонн нефти. Было произведено около 22 тыс. тонн бензина и 43 тыс. тонн дизтоплива. Еще одной отраслевой новостью стало обращение председателя Херсонской областной государственной администрации Николая Костяка к Кабмину. Губернатор попросил Николая Азарова разобраться с Херсонским НПЗ. Губернатор отметил, что ситуация на заводе непредсказуема, собственники предприятия не идут на переговоры с местными властями и предложений о дальнейших планах не предоставляют.
Ожидание заморозков
В общем, трейдеры уже давно позабыли о нефтеперерабатывающем активе группы «Континиум», а больше интересуются крупнооптовыми поставками импортного топлива компании. Кстати, на нефтепродукты на внутреннем рынке, несмотря на послабление котировок в Европе, продолжался рост цен. И как говорят трейдеры, повышение будет наблюдаться и далее.
Так, Кременчугский НПЗ «порадовал» своих покупателей очередным поднятием цен начиная с середины октября. За неделю стоимость топлива выросла на 100 грн. за тонну на все виды нефтепродуктов. К 22 октября прайс «Укртатнафты» выглядел следующим образом (грн. за тонну): А-76 — 8,65 тыс., А-92 — 8,75 тыс., А-95 — 8,9 тыс., дизтопливо — 7,65 тыс. Впрочем, цена на дизтопливо несильно отличается от импортных аналогов, что позволяет активно конкурировать на рынке.
А вот для восточных регионов альтернативы нет, так как Лисичанский НПЗ вовсе забыл о ценовой конкуренции и многие операторы отказываются предлагать нефтепродукты «Линика». Как подчеркивают участники рынка, это объясняется слишком высокими ценами при транспортировке и расчетной стоимостью, которая «выходит за рамки разумного». Вместе с тем единственным преимуществом «Линика» на данный момент является выпуск зимнего дизельного топлива, на которое понемногу начинает расти спрос, ведь первые заморозки не за горами. А вот на бензины — полный штиль. Лисичане не очень будоражили украинский рынок, лишь подняли стоимость дизтоплива на 150-200 грн. за тонну. Впрочем, заполнить дефицитный пробел на востоке спешит «Укргаздобыча», что ей вполне удается.
Больше изменений было по импортным бензинам, которые в среднем подорожали на 100 грн. за тонну. Впрочем, рост ожидался куда более существенный, но видимо, импортеры решили не пугать покупателей резким повышением стоимости топлива. Так, низкооктановый бензин и А-92 предлагался по 8,65 тыс. грн. за тонну, А-95 — по 8,9 тыс. грн. за тонну. Рынок не спешит готовиться к зиме, несмотря на первые заморозки уже на будущей неделе.
Вопреки ожиданиям
Напряжение на розничном рынке продолжает зашкаливать, подталкивая операторов поднимать ценники на стеле. За неделю лидером стала сеть Shell, которая прибавила 4 коп. на А-95 и 6 коп. на дизтопливо, до 7,79 грн. и 6,99 грн. за литр соответственно. «Лукойл» повысил стоимость бензинов и дизтоплива на 5 коп.: А-95 — до 7,65 грн. за литр, ДТ — до 6,90 грн. за литр. «ТНК», наоборот, отметилась снижением, отняв 5 коп. за литр от «девяносто пятого» и дизтоплива, выровнявшись с «Лукойлом».
Но самый страшный кошмар настиг операторов пяти областей Украины: Тернопольской, Хмельницкой, Черновицкой, Полтавской и Херсонской. В перечисленных регионах в конце прошлой недели, 22 октября, «Приват» ушел вниз на 10 коп. за литр по всем нефтепродуктам, увеличив отрыв от национальных операторов до 55-60 коп. за литр, что несомненно повлияет на реализацию топлива у конкурентов.
Невооруженным глазом видно, что «Приват» открыл сезон охоты на «крупняк». Но кто именно этот «провинившийся», пока остается загадкой. В указанных областях хорошо представлены четыре крупных оператора: Shell, WOG, «Лукойл» и «ОККО». Как говорится, «вскрытие покажет».