Владимир Котенко, партнер и руководитель налогово-юридического отдела «Эрнст энд Янг»

Впечатления от Кодекса противоречивые. С одной стороны, он в значительной степени представляет собой компиляцию действующих норм, переставленных местами, и соответственно сохраняет многие недостатки действующего законодательства. Данный проект Кодекса не обеспечивает радикальной модернизации налоговых отношений — он лишь консервирует многие архаичные и двусмысленные правила.

Проект не содержит понятных правил в отношении целого ряда операций, что оставляет значительные группы предпринимателей в неведении относительно применимых к их деятельности правил (например, совместная деятельность, предоставление рекламных услуг, операции с ценными бумагами).

Кодекс серьезно дискриминирует операции с нерезидентами, что будет ударом в основном для международного бизнеса, инвестировавшего в Украину.

Введение его в действие в столь сжатые сроки (с 1.01.2011) приведет к усилению нагрузки на бизнес по администрированию налогов и спровоцирует споры с контролирующими органами. Последние, подозреваю, вряд ли сами готовы к введению нового Кодекса в такие сроки. Впрочем, предложенное в проекте ограничение применения штрафов на первые шесть месяцев 2011 года (предлагается установить символическую сумму штрафа в 1 гривню) несколько ослабляет эту нагрузку, если эта норма будет поддержана парламентом. Время между принятием первой версии Кодекса и позднейшего текста было потрачено на борьбу за недопущение серьезных ухудшений налоговых правил (изначально разработанный документ ухудшал их существенно). Справедливости ради надо отметить, что в переданном в парламент проекте появился ряд норм, которые исправляют некоторые перекосы.

Качество организации процесса работы над Кодексом вызывает сомнение и, соответственно,  тревогу относительно содержания документа, готовившегося в такой экстравагантной манере (о чем сейчас можно лишь сожалеть).

Что делать дальше? Процесс перманентного написания и переписывания проекта Кодекса необходимо остановить и дать бизнесу возможность ознакомиться с подготовленным проектом. Необходимо обеспечить отсрочку применения новых правил на срок, достаточный для ознакомления с ними. Необходим мораторий на применение налоговых санкций на переходный период (что и было предложено в проекте, поданном в парламент).

Необходимы своевременное принятие предусмотренных Кодексом подзаконных нормативных актов и модификация уже действующих документов, с учетом его положений. Также следует обеспечить (до введения документа в действие) упрощение правил учета для малого и среднего бизнеса.

Оставшееся до принятия Кодекса время должно быть потрачено на его внимательное изучение и на внесение предложений, которые сделают этот документ приемлемым для общества.