Сегодня многие украинские пользователи Интернета в качестве стартовой страницы используют сайт, по умолчанию установленный интернет-браузером. Зачастую это поисковая система, так как сотрудничество с поисковиками является одним из основных источников заработка для браузеров.
Новый заработок
Существует мнение, что интернет-браузеры сегодня зарабатывают, в основном, на платных версиях своих продуктов. Впрочем, это вовсе не так. Дело в том, что конкуренция на рынке интернет-браузеров в последние годы существенно ужесточилась. Так, доля браузера Internet Explorer в мае этого года в общем числе просмотров веб-страниц впервые упала ниже 60%. По данным ежемесячного отчета Net Applications, с июня 2009-го по апрель 2010 года этот показатель снизился с 68,32 до 59,95%. На втором месте по популярности — Firefox, за тот же период нарастивший долю с 22,43 до 24,59%. Доля Google Chrome, занимающего третью позицию, выросла с 2,4 до 6,73%, то есть почти в три раза. Четвертое место занимает Safari с 4,72% рынка, пятое — Opera с 2,3%. Тем не менее доля рынка не является ключевым фактором заработка разработчиков браузера, и в сложившейся ситуации компаниям приходится прилагать максимум усилий для монетизации своих продуктов. Поэтому браузеры пополняют свой бюджет, активно сотрудничая с крупными контент- и сервис-провайдерами. Схема предельно проста: компания — разработчик браузера размещает на панели браузера строку поиска — ссылку на одну из поисковых систем. Пользователь вводит запрос и попадает на сайт установленного по умолчанию поисковика с результатами поиска. Еще одним вариантом может стать установка страницы поисковика в качестве домашней или, как ее еще называют, стартовой. Зарабатывает на этом поисковик посредством размещения контекстной рекламы, но частью своего заработка он делится с браузерами.
Так, глава Opera Software Йон фон Течнер в одном из интервью назвал доход от Google и «Яндекс» основным источником заработка компании, вслед за которым идут продажа лицензий на продукты компаниям-производителям (например, производителям смартфонов) и сотрудничество с мобильными операторами. При этом наиболее динамично развивающиеся браузеры пытаются получить от поисковиков все более интересные условия сотрудничества. Многие пользователи помнят, что в прошлом году Mozilla выпустила новую версию своего браузера — Firefox 3.5. Ее особенностью стало то, что на домашней страничке Firefox в поисковом окне был логотип «Яндекса» вместо привычного Google. Что касается сотрудничества Mozilla и Google на мировом рынке, Google является основным поисковиком, встроенным в браузер Firefox. По действующему договору, Mozilla получает около 88% от общей прибыли. При этом действие договора закончится в 2011 году. Эксперты прогнозируют, что Mozilla будет вынуждена продать место поиска другому поисковику. Тем более что Google, вполне вероятно, откажется от продления контракта, развивая собственный браузер Chrome. «Яндекс» сотрудничает и с Opera Software, и с Microsoft Corporation.
Прежде всего работа с браузерами увеличивает популярность поисковиков. Сегодня порядка 10% всех запросов, обрабатываемых «Яндекс», приходится на quick search (форма для быстрого поиска на панели браузеров). Сотрудничает с браузерами и портал Mail.ru. Схемой монетизации пользователей через поисковые порталы пользуются сейчас Mozilla Firefox и Opera (помимо поисковиков они сотрудничают, например, с Vkontakte.ru, Ozon.ru). А вот в случае с браузером Google Chrome, он приводит пользователей на сайт поисковика, а затем уже Google зарабатывает на рекламе.
Выбор украинцев
Главной фигурой, вокруг которой выстраиваются все эти маркетинговые схемы, является интернет-пользователь. Он и не подозревает, что его выход в онлайн проходит под чутким руководством браузера и стартовая страница ненавязчиво предложена «по умолчанию». То есть разработчики браузера решили, что пользователю так будет удобнее. Тем не менее сегодня значимость стартовой страницы в восприятии пользователей существенно возросла. Все больше людей понимают, что «свою» стартовую нужно выбирать самостоятельно, исходя из собственных потребностей. Ведь домашней страничкой, как правило, становится тот сайт, которым пользуются очень часто.
Сегодня в UAнете эту идею активно продвигает национальный интернет-портал ukr.net, который в начале лета заявил о своих планах стать самой популярной стартовой страницей украинских пользователей Интернета. «Ежедневно многие украинские пользователи обращаются к одним и тем же интернет-сервисам: электронной почте, новостям, сервису погоды, поиску и т.д. Портал ukr.net предлагает самые популярные из них. Это самая быстрая почта freemail.ukr.net, лента свежих новостей от свыше 500 наиболее популярных всеукраинских и региональных новостных сайтов, сервис погоды sinoptik.ua, «Маркет» с предложениями лучших в своих товарных категориях интернет-магазинов, поисковый сервис, сайт трудоустройства, киноафиша, телегид, гороскопы и сервис знакомств. Кроме того, представленные на портале ukr.net сервисы относятся к самым востребованным категориям. Мы считаем такой подход, когда в одном месте собраны самые популярные и востребованные сервисы, более удобным. Поэтому и рассчитываем стать лидером по количеству стартовых страниц, установленных украинскими интернет-пользователями. Уже за два месяца число желающих установить портал ukr.net стартовой страницей увеличилось на 10%», — говорит председатель наблюдательного совета компании «Укрнет» Михаил Комиссарук.
Чтобы не быть заложником чужих маркетинговых стратегий и схем заработка, пользователю нужно четко понимать: его стартовая страница должна работать на него. Только в таком случае он сделает использование Интернета удобным, эффективным и сэкономит свое время.