Как сообщил глава совета директоров моторостроительной компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, в проекте участвуют пять украинских предприятий: Винницкий и Севастопольский авиазаводы, Конотопский авиаремонтный завод, «Завод 410 ГА» и «Мотор Сич». Разработкой машины занимается Украинский научно-исследовательский институт авиационных технологий (УкрНИИАТ).
Перспективы программы
Как отметил Богуслаев, речь идет о пассажирском вертолете на 12 мест массой до 6 тонн. «Сегодня в мире машин подобного класса выпускается довольно много. И в своих разработках мы используем мировой опыт всех производителей», — пояснил глава «Мотор Сичи». Тем не менее, участники проекта пока не разглашают своих замыслов. Также без комментариев авиастроители оставили и финансовые вопросы. По мнению же Александра Кавы, директора Центра экономического и политического анализа, собственная модель вертолета может обойтись Украине примерно в $0,5 млрд. Поэтому, если учесть, что программа отечественного вертолетостроения разрабатывается по указанию правительства и зависит от государственного финансирования, ее реализация может затянуться на долгие годы.
К тому же достаточно туманно будущее украинской машины с рыночной точки зрения. «Конкуренция в сегменте вертолетов, способных перевозить до 12 пассажиров, очень большая. Такие суда выпускают все основные производители вертолетов, включая компании «Сикорский», Eurocopter, AugustaWestland, Bell, Hindustan и Aeronautics Limited», — подчеркивает Александр Кава. По его мнению, Украине, учитывая отсутствие опыта в производстве вертолетов, будет довольно трудно конкурировать с мировыми производителями. Потенциальными же рынками сбыта для отечественной продукции вертолетостроения могут стать развивающиеся страны, в первую очередь Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Выгоды для «Моторо Сичи»
Как считает эксперт, идея создания отечественного пассажирского вертолета в первую очередь продиктована желанием руководства «Мотор Сичи» диверсифицировать свои рынки сбыта. «Сейчас львиная доля продаж компании приходится на двигатели для вертолетов, производящихся в России. Учитывая желание российского руководства и высших чинов российского авиастроения максимально локализировать производство комплектующих для российских вертолетов на территории России, существует риск, что «Мотор Сич» может потерять в среднесрочной и долгосрочной перспективе свою долю на российском рынке», — утверждает Кава.
Эксперт также отмечает, что ранее Богуслаев уже заявлял о желании наладить в Украине производство вертолетов с двигателями «Мотор Сичи». Но тогда речь шла в первую очередь о сборке в Украине вертолетов иностранной разработки при условии оснащения их запорожскими двигателями. Среди потенциальных партнеров называлась компания «Сикорский», с которой предполагалось совместно строить вертолеты Sikorsky S76, рассчитанные на 12 пассажиров.