Бедные заплатят за богатых
Согласно распоряжению Госфинуслуг «О некоторых вопросах осуществления обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» базовый платеж по ОСАГО снижен с 291 грн. до 180 грн. Правда, водителям радоваться не стоит. За счет одновременного резкого повышения корректирующих коэффициентов итоговая стоимость договоров может увеличиться на 50–60%. Необходимость подорожания «автогражданки» страховщики аргументируют резким ростом размера среднего убытка. В первом полугодии 2010 г. этот показатель достиг 8,42 тыс. грн. по сравнению с 7,96 тыс. грн. в январе–июне 2009 г. и 6,94 тыс. грн. по итогам шести месяцев 2008 г. «По итогам шести месяцев 2010 г. объем выплат по обязательному страхованию ответственности автовладельцев вырос на 39%, а собранных премий — всего на 17%», — сообщил президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Владимир Романишин. По его словам, применение нового значения базового платежа и корректирующих коэффициентов позволит увеличить премии по «автогражданке» на 50–55%.
Вновь утвержденный механизм расчета стоимости договоров базируется на дотационном методе. Например, жители крупных городов будут покупать полисы по заниженной стоимости, тогда как водители, эксплуатирующие авто в небольших населенных пунктах, — переплачивать за «автогражданку». «В Киеве полис будет в 3,2 раза дороже, чем в небольших городах. Хотя на самом деле разница в цене должна быть примерно в шесть раз», — сказала член президиума МТСБУ Елена Машаро. Несмотря на то что страховщики добивались более значительного подорожания «автогражданки» (согласно первоначальным расчетам базовый платеж должен был увеличиться до 389 грн.), они уверены, что смогут успешно работать с новыми тарифами. «Утвержденный постановлением размер базового платежа — компромисс, результат договоренностей между МТСБУ и регулятором. 180 грн. — это минимальное значение, тогда как прежний тариф (291 грн.) являлся средневзвешенным. То есть была изменена сама идеология расчета базового платежа, соответственно, изменилась и идеология расчета коэффициентов», — поясняет г-жа Машаро. К примеру, если при тарифе в 291 грн. повышающий коэффициент для жителей столицы составлял 1,5–1,8 (а максимальная стоимость полиса достигала 523 грн.), то при нынешнем минимальном платеже в 180 грн. он был поднят до 3,2–4,8 (а максимальная цена полиса может увеличиваться до 864 грн.). Коэффициенты для транспортных средств, зарегистрированных в городах-миллионниках, выросли с 1,2–1,5 до 2,3–3,5 (т. е. максимальный платеж повысится с 436,5 грн. до 630 грн.), в городах с населением менее 100 тыс. человек — с 0,5–0,8 до 1–1,6 и т. д.
Документ также вводит новый коэффициент, который будет применяться для авто, зарегистрированных в городах — спутниках столицы (Борисполь, Боярка, Бровары, Васильков, Вишневое, Вышгород, Ирпень) и составит 1,2–2,5. Надбавки к тарифу, применяемые в зависимости от стажа водителя, увеличат с 1,2–1,5 до 1,35–1,76. Коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от сферы использования транспортного средства, станут учитывать не только принадлежность железного коня физическому или юридическому лицу, но и использование машины в качестве такси: если авто задействуется для пассажирских перевозок, повышающий коэффициент может составить до 1,4. Причем если раньше стоимость страховки не могла превышать трех базовых платежей для того или иного типа транспортного средства (отдельно рассчитывается для легковых авто с разными объемами двигателя, автобусов, прицепов и т. д.), то сейчас максимальная цена договора не лимитирована.
Страховщикам придется соответствовать
Взамен на рост платежей по автообязаловке СК придется взять на себя повышенные обязательства. Согласно распоряжению Госфинуслуг лимит ответственности по материальному ущербу будет увеличен с 25,5 тыс. грн. на одного потерпевшего до 50 тыс. грн. Страховая сумма по ущербу жизни и здоровью потерпевших вырастет с 51 тыс. до 100 тыс. грн. на человека. Изменены и лицензионные условия предоставления «автогражданки», соответствующий документ вступил в силу в конце прошлой недели. «Первоочередные его задачи: сократить сроки проведения выплат, улучшить качество услуг СК и усилить платежеспособность компаний», — подчеркнула в беседе президент Лиги страховых организаций Украины Наталия Гудыма. В частности, в течение года с момента принятия изменений к лицензионным условиям все СК — члены Моторного бюро должны будут обеспечить превышение фактического запаса платежеспособности (нетто-активов) над нормативным на 25%, но не менее чем на 1 млн евро. Имеющие лицензию на проведение обязательного страхования автоответственности компании будут обязаны иметь представителей во всех городах с населением свыше 200 тыс. человек, а также обеспечить круглосуточный прием уведомлений от участников ДТП с помощью бесплатной многоканальной телефонной линии. Предполагается, что это позволит компаниям максимально оперативно урегулировать страховые события, не растягивая процедуру выплат на долгие месяцы.
Изменения к лицензионным условиям также предусматривают длинный перечень условий, при которых страховщик может лишиться права заниматься «автогражданкой». Основанием для этого может послужить нарушение компанией норм платежеспособности, продажа полисов по завышенной или заниженной цене, несвоевременное внесение взносов в фонды МТСБУ и т. д. По оценкам страховщиков, около четверти СК — членов Моторного бюро сейчас не соответствуют требованиям лицензионных условий. «У компаний будет время до начала следующего года, чтобы привести свою деятельность в соответствие с документом. В противном случае они лишатся лицензий», — отмечают в МТСБУ.
Тщательнее контролировать деятельность страховщиков позволит еще один документ, зарегистрированный Минюстом на прошлой неделе: Положение о единой централизованной базе данных по «автогражданке». В ней будет оперативно аккумулироваться вся информация о количестве договоров обязательного страхования ответственности, заключенных тем или иным страховщиком, страховых случаях, заявленных и урегулированных убытках и т. д. «Кроме того, база данных позволит в полной мере использовать предусмотренную законом об «автогражданке» систему бонус-малус», — полагает президент Украинской федерации страхования Александр Завада. В частности, до сегодняшнего дня нерадивые водители, хронически становившиеся виновниками аварий, легко могли избежать повышения тарифа, просто сменив СК. Теперь же вся информация о ДТП с их участием будет накапливаться в базе данных. Так что даже при покупке полиса в новой компании им придется раскошелиться, выложив за него двойную цену (максимальный коэффициент за аварийную езду составляет 2,45). Одновременно СК обяжут поощрять аккуратных автолюбителей: если те не попадут в аварию в течение одного-двух лет, то смогут претендовать на скидку по «автогражданке» на 5–10%, а если же ни разу за пять лет — до 50%. По словам директора по вопросам осуществления обязательного страхования в Украине МТСБУ Ивана Гуминского, сейчас в базе данных собрана информация о 80% полисов, проданных в 2009–2010 гг., и страховых случаях, произошедших в этот период.