Суть конфликта – попытка прокуратуры очистить причальную стенку набережной Днепра от пришвартованных дебаркадеров, в которых оборудованы рестораны и гостиницы.
Как немаловажный факт, следует отметить, что проблемы у плавучих предприятий, в большинство из которых вложены иностранные инвестиции, начались совсем недавно. Такова народная забава в этой стране – дорвавшийся до власти чиновник первым делом стремится не выполнять свои предвыборные обещания, а под шумок прижать вас к «ногтю», дабы сделать посговорчивей, либо лишить вас возможности вести бизнес вообще. Судя по методам работы, правовому нигилизму и излишней торопливости, задействованные в этой неприглядной истории, чиновники попали во властную команду случайно. Ибо действуют торопливо, топорно, и не задумываясь об имиджевых последствиях для новой украинской власти…
На рубеже тысячелетий мой давний знакомый решил вложить свои деньги в ряд инвестиционных проектов в Украине. В то время страна просто раскрывала объятия перед зарубежными бизнесменами. Практически не задумываясь, он стал соучредителем одного из заведений, оборудованного на дебаркадере. Совместно с украинскими партнёрами довольно оперативно были получены всяческие разрешения и лицензии на деятельность, а также был заключён договор на аренду с Фондом Госимущества на десять лет вперёд.
В Украину приезжал раз в год и не мог нарадоваться на своё детище. Возвращаясь, каждый раз делился своими впечатлениями. Казалось бы, обыденные для украинских бизнесменов вещи, повергали его в шок. Например, невыполнение обязательств по договорам со стороны госструктур. Притом, что предприятие исправно платило аренду, налоги и прочие отчисления. За счёт заведения проводились ремонт и уборка прилегающей территории, её озеленение и водолазные исследования. Хотя плата за этот перечень работ входила в сумму аренды. Украинские партнёры успокаивали, мол, не переживай, это особенности ведения бизнеса в нашей стране.
Гром грянул, когда государство, проявило «интерес» к техническому состоянию набережной, за содержание и ремонт которой в течение последних 10 лет исправно получало платежи, но абсолютно никаких работ не проводило.
Как в последствии оказалось, это была всего лишь зацепка, для того чтобы освободить набережную от дебаркадеров. Чиновники всех контролирующих ведомств наперебой стали вешать лапшу на уши о непоправимом вреде, который наносят окружающей среде пришвартованные заведения. Чёрный пиар был подкреплён заявлением прокуратуры, что набережная «является исключительно берегоукрепляющим сооружением и не приспособлена для отстоя плавсредств», несмотря на успешное десятилетнее функционирование этих самих плавсредств в качестве отелей и ресторанов.
Министерство транспорта, вопреки существованию у предприятий действительных договоров с региональным отделением Фонда Госимущества и ГП «Плесо», потребовало от владельцев дебаркадеров заключать договора напрямую с ним. В довершении всего бизнесменам было направлено предписание от руководства ГП «Администрация речных портов» (структура Минтранс – прим. автора) добровольно освободить причальную стенку без указания каких-либо дат. На протяжении последнего года значительно усилилось давление со стороны разного рода контролирующих органов – прокуратуры всех уровней, налоговой, санэпидстанции, пожарников и пр. В практических «силовых» действиях против бизнесменов преуспели именно сотрудники прокуратуры.
Следуя указаниям свыше, именно они сумели «отбить» у владельцев желание громко заявить о нарушении собственных прав, проведя «показательные расправы» с плавучими ресторанами River Palace и «Мураками». Украинские СМИ сообщили, что сотрудники милиции и прокуратуры задержали нескольких сотрудников заведения River Palace, сломали трап, и, несмотря на предупреждение о том, что дебаркадер не приспособлен к перемещению, отбуксировали его вниз по Днепру. А во время буксировки ресторана «Мураками», судну был нанесен удар, вследствие чего в корпусе появилась трещина, и владельцы дебаркадера предпринимали меры для поддержания плавучести судна. Ущерб по предварительной оценке составил около 50 тысяч гривен. Сразу же по всем заведениям пронёсся слух о том, что сотрудники правоохранительных органов действовали, как говорится, по «беспределу». Они отказались демонстрировать какие-либо документы, свои действия мотивировали лишь необходимостью изъятия плавсредства для проведения следственных действий по какому-то уголовному делу. В дальнейшем эта информация просочилась на украинские веб-ресурсы. А пресс-служба прокуратуры г.Киева заявила, что данное уголовное дело возбуждено по фактам использования чиновниками целого ряда госучреждений служебного положения в интересах третьих лиц во время выдачи разрешительных документов для швартовки стояночных несамоходных суден. А ресторан необходимо отшвартовать для проведения следственных действий на месте предварительной стоянки.
Что же происходит сейчас? Созвонившись с украинскими партнёрами и своими друзьями, инвестировавшими в этот бизнес, мой товарищ выяснил, что владельцы плавучих заведений ждут следующего угона дебаркадера, который должен состояться со дня на день. На «вещдоках» «Мураками» и River Palace никаких следственных действий не происходит. Ввиду вынужденного простоя, руководство этих заведений вынуждено было сократить персонал. Подобной участи боятся и семьи 3,5 тысячи сотрудников пока работающих заведений.
В свободное время испуганный инвестор шерстит украинский интернет и как ребёнок радуется информации, касательно надуманности доводов чиновников, направленных на уничтожение его бизнеса. Журналисты раскопали информацию о том, что дно под одним из угнанных дебаркадеров оказалось чистым. И Минтранс пообещал в таком случае вернуть рестораны на место. Испугала его информация о появлении на месте River Palace плавучего отделения банка, а также муссируемый слух о новом инвесторе, у которого свои планы на Набережную - имеющиеся там заведения мешают их осуществлению.
Проблемы с «наездами» прокуратуры существовали и раньше. Однако удавалось решать вопрос в правовом поле. Сейчас же, владельцы дебаркадеров лишены возможности отстаивать свою правоту в судах. Далеко не с первой попытки Печерский суд принял к рассмотрению жалобу владельцев плавучих заведений на действия прокуратуры в рамках, якобы, уголовного дела, с которым никого из них до сих пор не ознакомили. На первые два заседания представители прокуратуры не явились. Рассмотрение дела отложено на неопределённый срок. Мой товарищ, до сих пор уверен, что столь длительное рассмотрение дела поможет более детально разобраться в ситуации. И ни в коем случае не рассматривает вариант затягивания времени лишь с целью угона как можно большего количества кораблей, что позволит освободить больше мест у причальной стенки.
Такая святая наивность человека, инвестировавшего большие деньги в украинский бизнес, могла бы и повеселить. Но почему-то грустно. Проживая за рубежом, я понимаю, что здесь местный чиновник не станет безосновательно поливать грязью бизнес. Транспортный, водный, городской прокуроры и даже заместитель Генерального не направят по своему указанию подчинённых творить беспредел по расследованию надуманных уголовных дел!
Только в убитой кризисом Украине государственный вельможа, наделённый доверием граждан и Президента, может в угоду собственным интересам с целью банальной наживы попросту уничтожать бизнес даже с иностранным капиталом. О какой инвестиционной привлекательности страны может идти речь, если дорвавшиеся до высоких постов рейдеры или взяточники, чихать хотели на имидж страны и честное имя людей, приведших их к власти?
Неужели они свято уверовали, что высшее руководство государства не сможет их приструнить? Вынужденные идти на непопулярные меры для стабилизации экономической ситуации в стране Президент и Премьер-министр Украины, надеюсь, не потерпят подобных ударов в спину от своих нечистоплотных подчинённых, и сумеют навести порядок. В это верит и наш зарубежный друг, инвестировавший в Украину….
25 серпня 2010, 13:20
Мнение: Как «утопить» зарубежного инвестора и навсегда отбить охоту вкладывать деньги в Украину
Подробности истории о том, как пытаются выдавить из Украины зарубежного инвестора, местные СМИ стараются обходить стороной. Также, запугано молчат, в глубине души надеясь всё-таки на верховенство права и украинцы, управляющие совместным бизнесом.
Читати коментарі (1)