Эффективными инструментами юрист считает создание санационного банка и бридж-банка, организация которых сегодня активно обсуждается в НБУ. Основной функцией санационного банка должна стать покупка проблемных кредитов для финансового оздоровления структуры. При этом учредителями санационного банка может быть не только государство, но и международные финансовые организации и частные инвесторы, что позволит привлечь иностранный капитал в проблемные структуры.
На сегодняшний день, отметил А. Харитонов, НБУ отказался от идеи создания санационного банка, однако ведет работу по учреждению бридж-банка, главная задача которого – передать здоровые активы и дееспособные пассивы в новый банк. При этом в старом остаются проблемные долги и кредиторы. Как отмечает юрист, это позволит продолжить банковское обслуживание и улучшить финансовое положение проблемного банка, как правило, на период поиска покупателя.
«Подобные финансовые инструменты широко используются за рубежом. В США, например, в соответствии с федеральным законом о страховании депозитов Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ) уполномочена оказывать финансовую помощь при угрозе закрытия застрахованного банка. ФКСВ может учреждать на срок до пяти лет бридж-банки, если после закрытия кредитного учреждения не удается сразу найти подходящего покупателя. В Швеции »проблемные« требования передаются специальной дочерней компании соответствующего банка или независимой фирме. Подобная система существует и в Японии», – рассказывает эксперт.
Создание бридж-банка не единственный способ улучшения ликвидности госбанков. По словам А. Харитонова важную роль в этом процессе может сыграть передача надзорных функций Фонду гарантирования вкладов физических лиц. Данное положение, как и возможность создания бридж-банка, содержится в новом законопроекте «О гарантировании вкладов физических лиц», который находится сегодня на рассмотрении в парламенте и заменит ныне действующий закон «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц».
«Передача надзорных функций Фонду – это вполне логичный шаг, поскольку Национальному банку Украины на сегодняшний день тяжело совмещать монетарную функцию и функцию надзора. Это наглядно было видно на фоне разгорающегося кризиса. НБУ рефинансировал проблемные банки – а их владельцы «вывели» часть денег после их получения. В нескольких проблемных банках »отличилась« временная администрация. Под ее руководством было открыто более 1 000 фиктивных вкладов физических лиц на сумму, превышающую 200 млн. гривень», – отметил А. Харитонов.
По словам эксперта, принятие данного закона может повысить эффективность банковского надзора в части возврата денег, потраченных фондом на выдачу вкладов физическим лицам, а также даст возможность оптимизировать сроки принятия решений по вопросам проблемных кредитов и финансового оздоровления банков, считает юрист.