Участники рынка уже сейчас говорят: если схема работы «Ливелы» приживется, скоро в ее руках окажутся все импортные поставки топлива. Об этом сообщает интернет-издание OilNews.
«Ливела» впервые «засветилась» 3 августа на поставке дизельного топлива из России. Тогда, по информации источника OilNews в Гостаможне, на имя неизвестной фирмы в Украину было поставлено 55 т нефтепродуктов. Топливо было растаможено без уплаты каких-либо налогов. «Мы понимаем, что это пробная поставка, так сказать, чтобы посмотреть, работает ли схема»", – отметил собеседник.
Похоже, схема таки «заработала». И уже 6 августа «Ливела» поставила на Новоград-Волынский вторую партию нефтепродуктов. Она уже была значительно большей – 1 819 т. Несколькими днями позже «Ливела» растаможила на льготных условиях еще 2 588 т российских нефтепродуктов, а также 795 тонн литовского ДТ, произведенного на мощностях «Орлен Летува».
Итого, в общей сложности в первой декаде августа неизвестная фирма импортировала без уплаты налогов 5 257 т дизельного топлива. Несложно подсчитать, что при стоимости российского дизеля $600-620/т и литовского – $713/т «Ливела» не заплатила налоги на сумму около $800 тыс. То есть, четвертую часть от всей стоимости ввезенного ДТ.
О такой экономии, очевидно, транснациональные холдинги только мечтают. Как ее удалось достичь никому неизвестной компании? Источники OilNews отмечают, что «Ливела» растаможила топливо согласно решению суда, используя ту же самую лазейку в законодательстве, которую использовали ее многочисленные предшественники (самый известный – «Бизон», а также «Лютня», «Бриг», «Буртекс», «Фианит», «АРИ», «Актив» и др.) в конце 1990-х.
Льготные инвесторы-импортеры
Напомним, «бизоны» (такое собирательное название получили все подобные фирмы) были зарегистрированы как предприятия с иностранными инвестициями, которые жили по закону «Об иностранном инвестировании», принятом на заре украинской независимости. Чтобы привлечь инвестиции, молодое государство предоставило ПИИ гарантии неизменности законодательства, действовавшего на момент внесения инвестиций (таковыми тогда считалось и несколько десятков тысяч долларов). Но реальным развитием украинской экономики занялись немногие из них. Преимущественно «бизоны» использовали свои льготы для оказания услуг реальным участникам рынка, за небольшую комиссию выполняя свою роль импортеров, которые после льготной растаможки передавали товар его реальному владельцу.
Интерес работы с ПИИ понятен. Поскольку «бизоны» были зарегистрированы еще до принятия законов «Об НДС», «Об акцизном сборе» и др., перечисленные выше фирмы стали обращаться в суды, требуя обещанной стабильности законодательства. Тем самым они добились права на осуществление импорта товаров вообще без уплаты каких-либо налогов. И пользовались им в течение 10-летнего срока, предусмотренного законом – до 2003 г.
Как сообщает OilNews, «Ливела» – имя новое, в отличие от своей «мамы», скандально известного украинско-польского совместного предприятия «Тайстра». Эта структура заявила о себе в 2004 г., когда добилась решения Автозаводского районного суда Кременчуга о правомерности применения к себе госгарантий защиты иностранных инвестиций. А в марте 2005 г. Высший хозяйственный суд решил, что госгарантии защиты инвестиций относительно «Тайстры» (и, соответственно, его дочерних предприятий) не могут быть отменены или сужены.
Этим решением «Тайстра» впервые воспользовалась в 2007 г. Тогда другая «дочка» СП – ООО «Таиз» осуществляла поставки нефти на Кременчугский НПЗ «Укртатнафта», помогая заводчанам улучшать экономику переработки путем оптимизации НДС. На поверхность вышла информация, что в общей сложности «Таиз» продал заводу 2,380 млн. т нефти на общую сумму 5,63 млрд. грн. (без НДС). Сумма НДС, не уплаченного в бюджет, при этих операциях составила 1,13 млрд. грн.
Где же «осели» эти деньги? Официальной информации о том, кто стоит за «Тайстрой» и описанными схемами уклонения от уплаты налогов нет. Единый реестр предприятий выдает длинный список бывших и нынешних физических и юридических лиц, в числе которых даже Общество украинского языка им. Т. Шевченко...
В то же время в среде нефтетрейдеров предпочитают не копаться в архивах. С некоторых пор все усвоили, что главным специалистом в деликатных вопросах льготной растаможки является Владимир Зубик (депутат от Партии регионов). На рынке продаж его интересы представлены известным трейдером «Интергал».
Крупные поставщики пока в ожидании
Очевидно, что со временем «Ливела» будет только наращивать объемы поставок нефтепродуктов в Украину. По информации директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, крупнейшие импортеры топлива уже получили предложения по льготной растаможке нефтепродуктов, проводят ознакомительные встречи с представителями «чудо-фирмы». По словам эксперта, большие поставщики пока не спешат принимать заманчивое предложение, наблюдая за развитием ситуации. «В течение последнего года крупнейшие операторы, притом как импортеры, так и переработчики активно боролись с льготами при выпуске компонентов бензина на »Укртатнафте« или при продаже украинской нефти, а сегодня сами оказались в ситуации, когда самим можно воспользоваться существенными льготами», – говорит Куюн, отмечая, что как только кто-то из крупных операторов решится на такой шаг, аналогичные действия остальных не заставят себя долго ждать. «Если это случится, весь импорт перейдет на льготную растаможку в течение считанных дней», – уверен глава консалтинговой группы.
В то же время трейдеры отмечают, что деятельность «Ливелы» может привести к переделу всего рынка нефтепродуктов. Директор крупной компании-импортера считает, что по-другому просто нельзя будет работать: или ты пользуешься льготами, или не сможешь конкурировать с безналоговым продуктом.
Между тем источник OilNews в Государственной таможенной службе Украины сообщил, что его ведомство уже подало апелляцию на решение суда о льготном оформлении нефтепродуктов фирмой «Ливела». «Мы рассчитываем выиграть это дело», – сказал собеседник.
Он также отметил, что считает маловероятной масштабную деятельность льготников. «Руководству таможни устраивают выволочку за каждый недоплаченный миллион, а здесь речь идет о потерях в несколько миллиардов гривен до конца года. Государственный бюджет этого просто не выдержит», – резюмировал таможенник.