В их числе оказались не только государственные верфи, но и заводы, принадлежащие бизнесмену Вадиму Новинскому.
Источник издания в судостроительной корпорации заявил, что помимо государственного предприятия Заря-Машпроект и Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ), об интеграции с которыми было известно ранее, ОСК интересуют еще четыре актива - находящиеся в госсобст венности завод Паллада, Судостроительный завод имени 61 коммунара, а также частные Херсонский судостроительный завод (ХСЗ) и николаевский Экватор.
Как пишет издание, на украинских предприятиях и в Министерстве промышленности Украины подтверждают интерес ОСК к этим активам, но подчеркивают, что предметных переговоров об интеграции с российской корпорацией пока не ведется. «ОСК ведет вялую переписку с правительством Украины на тему объединения судостроительных активов. По сути, нет никаких законодательных инициатив. Поэтому сейчас сложно что-то говорить о приобретении ОСК украинских предприятий или о какой-либо другой интеграции», - говорит пресс-секретарь Минпромполитики Украины Сергей Гончаров.
Заря-Машпроект, производитель корабельных газовых турбин, наиболее привлекательный для ОСК актив. "В России ни одно предприятие не выпускает то, что производит Заря, - говорит аналитик Центра АСТ Константин Макиенко. ЧСЗ и ХСЗ способны строить гражданские суда и боевые корабли, но, по мнению г-на Макиенко, аналогичная продукция выпускается и в России. Николаевский Экватор производит судовое оборудование (в основном для российских судов), Паллада - специализированное предприятие по постройке плавучих доков. Завод имени 61 коммунара производит боевые корабли и суда весом корпуса до 28 тыс. т.
ЧСЗ и ХСЗ принадлежат Смарт- Холдингу бизнесмена Вадима Новинского. Александра Лозовая из украинского Инвесткафе отмечает, что Новинский является партнером Рината Ахметова, одного из самых влиятельных бизнесменов Восточной Украины. «Как известно, к группе Ахметова близок и президент Украины Виктор Янукович, который как раз и выступает за интеграцию местных судостроительных предприятий с ОСК», - подчеркивает она.
Вадим Новинский со своей стороны не прочь избавиться от неприбыльного актива, подчеркивает Александра Лозовая. По ее данным, ЧСЗ уже четыре года является убыточным предприятием: в прошлом году его убыток составил 3,2 млн гривен (около 400 тыс. долл.), в 2008 году - 40,2 млн гривен (5 млн долл.).
Спрос на продукцию судостроителей на Украине достаточно низкий. "Возможности группы вряд ли достаточно велики, чтобы успешно бороться за крупные российские заказы, тем более оборонные. Поэтому надо полагать, что сотрудничество с ОСК было бы весьма интересным для Смарт-Холдинга, - отмечает аналитик Ренессанс Капитала Виталий Шушковский.
Впрочем, ОСК может столкнуться с неожиданной проблемой. В конце мая 2010 года Хозяйственный суд Киева признал приватизацию ЧСЗ незаконной. Херсонский судостроительный завод (формальный владелец 90,25% акций ЧСЗ) подал апелляцию на решение суда. «У ряда украинских предприятий, которые мы изучаем на предмет интеграции с ОСК, действительно есть проблемы с собственниками, - признает представитель ОСК Игорь Рябов. - Ждем, что Украина решит эти проблемы». Впрочем, для ОСК эта проблема не является стратегическим препятствием для объединения. В Смарт-Холдинге от комментариев отказались.
Впервые о возможности интеграции в ОСК судостроительных предприятий Украины стало известно в начале мая этого года. На встрече с премьер-министром Владимиром Путиным глава ОСК Роман Троценко заявил, что компания рассматривает вопрос интеграции в российскую госкорпорацию двух крупных украинских предприятий - Заря-Машпроект и феодосийского завода Море.
Заместитель директора департамента судостроения Минпромторга Андрей Курасов в середине мая заявил, что Россия нацелена в первую очередь на приобретение контрольных пакетов украинских судостроительных заводов. Чиновник также отметил, что речь идет пока только о государственных активах. Однако спустя месяц Роман Троценко заявил, что госкорпорация планирует создать СП на базе ЧСЗ, в которое помимо николаевского завода войдут ОСК и несколько украинских предприятий.