Главная причина укрепления нацвалюты — устойчивый профицит долларов на межбанке, который начался в феврале, сразу после окончания президентских выборов. Чтобы не допустить резких колебаний курса гривни, Нацбанку приходилось практически ежедневно выкупать избыток инвалюты. За это время НБУ смог увеличить валютные резервы на $2 млрд (до $25,6 млрд по состоянию на 31 мая 2010-го). Такой запас прочности, по словам исполнительного директора НБУ по вопросам валютного регулирования и контроля Анатолия Балюка, позволит регулятору в течение следующих нескольких кварталов сохранить курс гривни к доллару в пределах 7,8–7,9 UAH/USD.
Однако в стабильность нацвалюты верят далеко не все украинские экономисты. «Курс, который сейчас сложился на межбанке, временный, он может сохраниться максимум до конца текущего месяца», — комментирует экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. А уже во втором полугодии на межбанке, скорее всего, будет наблюдаться дефицит инвалюты, что приведет к девальвации гривни. По прогнозам МПЦИ, курс гривни к концу года снизится до 8,3 UAH/USD. Впрочем, некоторые экономисты называют иную цифру — 8,5–9 UAH/USD.
В начале 2010-го компании-экспортеры были основными продавцами валюты на межбанке: цены на сырье в I квартале текущего года росли. Теперь же ситуация кардинально изменилась: в мае товары на сырьевых рынках начали дешеветь. По оценкам Александра Жолудя, такая тенденция может продлиться до конца 2010-го. Кроме того, могут иссякнуть и другие каналы поступления валюты в Украину: масштабных инвестиций в банковский сектор пока не ожидается, а компании, запланировавшие выход на международные рынки заимствования, вероятнее всего, отложат планы как минимум до III-
IV квартала текущего года. Кроме того, если западные инвесторы откажутся пролонгировать кредиты, выданные отечественным компаниям, то во второй половине 2010-го возможен даже отток капитала из Украины.
В такой ситуации Нацбанку придется продавать доллары из своих резервов. А вот согласится ли регулятор дешево распродавать валюту — пока вопрос. К тому же непонятно, насколько новой власти целесообразно удерживать курс валюты: в украинском правительстве достаточно сильны позиции экспортеров, которые заинтересованы в ослаблении гривни.