Законопроектом предусматривается внести в Закон Украины «О Национальном банке Украины» такие основные изменения относительно:
- уточнения порядка распределения прибыли Нацбанка,
- установления порядка разработки Нацбанком основных принципов денежно-кредитной политики,
- определения целей его деятельности,
- усиление политической независимости НБУ,
- определения компетенции и порядка взаимодействия между Советом и Правлением НБУ,
- запрета НБУ предоставлять кредиты государству в любом виде,
- расширения перечня обнародуемой Нацбанком информации,
- организации внутреннего и внешнего аудита НБУ.
Законопроект разработан с целью приведения отдельных положений Закона Украины «О НБУ» на выполнение обязательств Украины, предусмотренных Меморандумом об экономической и финансовой политике, заключенным в рамках совместной с МВФ программы «Стенд-бай», и с целью реализации обязательств перед ВБ в рамках системного проекта «Программная займ на реабилитацию финансового сектора». Изменения направлены на «создание правовых основ для усиления институциональной, экономической, функциональной независимости НБУ с целью проведения им взвешенной денежно-кредитной политики и обеспечения условий для экономического роста».
Так, В.Янукович предлагает увеличить срок полномочий Председателя НБУ с 5 до 7 лет для того, чтобы избежать совпадения со сроком полномочий Верховной Рады Украины и Президента Украины. Также предлагается увеличить до 6 человек количество заместителей главы НБУ (которые входят в состав Правления), и установить квалификационные требования к ним. Численный состав Правления НБУ предлагается установить в количестве 11 человек.
Предлагается усилить гарантии политической независимости Национального банка Украины, установить квалификационные требования к руководителям НБУ, членам его руководящих органов, а также к членам Совета НБУ, уточнить основания для их увольнения или прекращения полномочий.
Среди прочего, Президент предлагает скорректировать полномочия Совета НБУ, лишив его права применять отлагательное вето относительно решений Правления регулятора. Вместо этого законопроектом предлагается наделить Совет полномочиями утверждать предоставленную Правлением методику определения заработной платы руководителя НБУ и его заместителей.
Глава государства предлагает закрепить в законодательстве запрет Национальному банку Украины осуществлять авансовое перечисление части прибыли до распределение в госбюджет. Также предлагается запретить Национальному банку предоставлять государству с целью финансирования расходов бюджета кредиты в национальной и иностранной валюте, как прямо, так и опосредовано через государственное учреждение или другое юридическое лицо, находящееся в государственной собственности.
Документом предполагается, что при выполнении основной функции - обеспечении стабильности национальной валюты - Национальный банк должен исходить из приоритета обеспечения ценовой стабильности в государстве. «Если это не препятствует указанной цели, НБУ способствует стабильности банковской системы. Национальный банк способствует соблюдению устойчивых темпов экономического роста и поддерживает экономическую политику Кабинета Министров Украины, если это не препятствует достижению обеих этих целей», - говорится в пояснительной записке.
Чтобы улучшить информирование общественности и повысить доверие общества к деятельности и политики Национального банка, предусматривается дополнить перечень информации, подлежащей опубликованию, информацией о проводимой им политики рефинансирования, валютной политики, а также информацией о решениях Правления регулятора по процентным ставкам, условиям проведения трансакций с банками и о фактах, которые важны для лиц, функционирующих на финансовом рынке.
В части организации внутреннего и внешнего аудита предусматривается: предоставить главе НБУ полномочия устанавливать порядок и периодичность проведения внутреннего аудита в структурных подразделениях Национального банка; запретить одной и той же аудиторской фирме проводить аудит годовой финансовой отчетности НБУ более пяти лет подряд. При этом аудиторская фирма, которая проводит такой аудит, должна иметь опыт в проведении аудита по международным стандартам.
Относительно основных принципов денежно-кредитной политики предполагается, что они определяют показатели деятельности Национального банка Украины в среднесрочной перспективе, а при их разработке используются макроэкономические показатели, рассчитанные Кабинетом Министров.
Законопроектом также предусматривается внесение изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности», в частности, в части запрета быть руководителями банка лицам, которые занимали должности Председателя Национального банка Украины, его заместителей, членов Совета и Правления НБУ, если с дня прекращения их полномочий не истек один год.