Новые акцизы на нефтепродукты действуют с 16 июня, когда вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». В соответствии с ним акцизный сбор на бензины с октановым числом 80–98 был установлен на уровне 132 евро/т, что на 20% выше прежнего. Де-юре розница не отреагировала на это нововведение. В июне 95-й только дешевел, и к концу месяца его стоимость стабилизировалась на уровне 7,6 грн./л. Основанием для этого стало удешевление нефти на мировых рынках. В отличие от черного золота, рухнувшего в мае (когда сырье закупалось для переработки и продажи в июне) на 16% — до $68/баррель, горючее подешевело на отечественных АЗС всего на 5%. Эта разница (11%) образовалась как раз потому, что нефтяные магнаты де-факто заложили в розничные цены новые акцизы еще до вступления в силу вышеупомянутого закона.
Кстати, разница между падением мировых нефтяных котировок и стоимостью нефтепродуктов в Украине могла бы быть еще большей, если бы не ценовая война за потребителя группы «Приват» с некоторыми нефтетрейдерами. Так, например, 24 июня подконтрольные Игорю Коломойскому заправки («Мавекс», ANP, «Авиас» и т. д.) уменьшили цены на все виды топлива на 5–25 коп./л, а через несколько дней их примеру последовали остальные участники рынка. Для них такое поведение Игоря Валерьевича не стало неожиданностью. Ведь за пару дней до снижения цен на приватовских заправках подконтрольные днепропетровцам компании «Укртатнафта» и «Риверс Лтд» выкупили на аукционе у «Укрнафти» 215 тыс. т нефти по 4,29 тыс. грн./т, что примерно на 20% дешевле смеси Brent, которая по своим качественным характеристикам аналогична отечественной. Интересно, что «Приват» продолжает недорого скупать черное золото даже после того, как его конкуренты пролоббировали в Законе «О госбюджете на 2010 г.» норму, согласно которой правила продажи нефти были изменены. В соответствии с этими нововведениями стартовая стоимость сырья определяется не на основании результатов прошлого аукциона, а на базе данных Государственной таможенной службы о таможенной цене нефти за 15 дней до приема заявок на проведение биржевых торгов. Но практика показала, что даже в таких условиях Игорь Коломойский способен экономить на ее закупках. Ведь в июне на украинской таможне оформления импортной нефти не было, следовательно, не было таможенных данных, необходимых для расчетов стартовой цены на это сырье на аукционах «Укрнафти».
Пока что ценовое противостояние между нефтяными магнатами играет на руку потребителю. Но чиновники прогнозируют, что в ближайшей перспективе подорожания нефтепродуктов не избежать. По мнению гендиректора госпредприятия «Укрнефтехимпереработка» Михаила Миндреску, в нынешних ценах все еще не учтены новые ставки акцизных сборов. При этом он отметил, что секретариат экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов (рассчитывает так называемые экономически обоснованные цены) планирует начать учитывать повышенные акцизы на бензины при расчете ценовых коридоров только с августа. «Запасы нефтепродуктов у компаний составляют в среднем 45 дней. Таким образом, того количества топлива, которое приобреталось по старым ставкам акциза, достаточно до конца июля», — сказал 18 июня г-н Миндреску.
Здесь уместно отметить, что нефтетрейдеры еще до вступления в силу новых ставок акцизных сборов заявляли, что данные налоги спровоцируют повышение цен на высокооктановое топливо как минимум на 20 коп./л. Если следовать этой логике, то к началу августа (когда секретариат начнет учитывать в своих расчетах новые акцизы) 95-й должен стоить не менее 7,8 грн./л. Но сейчас есть основания предполагать, что данная ценовая планка может быть достигнута гораздо раньше. Ведь в июне (когда нефть закупается для переработки и продажи в июле) мировые котировки на черное золото взлетели более чем на 15% — до $77/баррель. Кстати, на эту тенденцию уже отреагировал крупный опт, в котором в течение июня А-95 подорожал в среднем по Украине на 2% — до 8,8 тыс. грн./т. Это может привести к тому, что уже в первой половине июля (если не будут меняться курсы валют) цена на 95-й в рознице может вырасти примерно на 20–25 коп./л — до 7,85 грн./л. Более резкое удорожание маловероятно. В первую очередь потому, что это невыгодно трейдерам, которые опасаются спровоцировать отток потребителей. Ведь доходы нефтяников напрямую зависят от объемов реализации, которые за первое полугодие 2010 г. (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) сократились на 4% (65 тыс. т) — до 1,65 млн т бензинов.