Тогда слишком раннее ужесточение бюджетной политики привело в обеих странах к экономическому спаду, от которого они только-только успели оправиться.
Многие именитые экономисты, включая Пола Кругман и Роберта Скидельски, осуждают решение правительств стран Европы свернуть программы стимулирования, действовавшие на протяжении последних двух лет. Даже США, которые не собиралась экономить, упрекают в том, что они отказались выделять очередную крупную сумму средств на поддержку сектора кредитования.
Кругман даже осмелился утверждать, что это вернет все крупные экономики, включая США, в депрессию.
К сожалению, для большинства стран Европы альтернативы экономии государственных средств не существует.
Как видно на примере Греции, к которой чуть не присоединились Испания и Португалия, относительно небольшим и весьма проблемным европейским экономикам очень быстро отрежут путь на рынок заемного капитала, при этом правительства этих стран не будут предпринимать серьезных мер, чтобы привести в порядок бюджет.
Это так, даже, несмотря на то, что баланс этих стран выглядит лучше, чем в Японии, которая является крупнейшим должником в мире по соотношению долга к ВВП.
Но в отличие от Японии, страны Европы сильно зависят от иностранных кредиторов. А иностранные кредиторы перепуганы.
По иронии судьбы, это сыграло на руку США, которые тоже должны всему миру. Почти половина выпуска казначейских облигаций сосредоточена в руках зарубежных инвесторов, так как в испуге они уводят свой капитал в тихую гавань, коей считается доллар. Поэтому же США может подумать о введении режима еще более жесткой экономии, возможно, даже до уровня Японии, чей чистый государственный долг в этом году достиг 122% ВВП. Для сравнения, в США аналогичный показатель находится на уровне 66% ВВП.
Между тем, пока не ясно, будут ли в ближайшее время вводить программу экономии такие страны, как Германия, с относительно низким дефицитом бюджета и долговой нагрузкой. Они и так склонны к разумному расходованию бюджетных средств.
В любом случае у таких стран, как Греция, Испания, Португалия и Великобритания нет другого выхода, как только экономить. Но вот вопрос: спасет ли это их экономику от финансового краха?
Однозначного ответа на него нет.
Политики указывают на то, что за консервативной бюджетной политикой в прошлом следовал период бурного роста, и приводят в качестве примера ситуацию в Великобритании в 1980-е г.г и Канаде в 1990-е г.г, но исключений из данного правила хватает.
К примеру, Ирландия. В прошлом году правительство страны серьезно сократило бюджет, сэкономив на всем, на чем только было можно, а в результате его дефицит подскочил до 11,5%. В 2008 г. он составлял 7%, а прогноз на текущий год – 12,2%. Стоимость данного сокращения бюджета, которое привело к росту безработицы и снижению государственных доходов, поглотила объем сэкономленных средств. Ирландия наконец-то победила рецессию, показав в первом квартале сильные цифры, но некоторые аналитики гадают, помогут ли ей все ее усилия избежать дефолта.
Согласно данным консенсус-прогноза, именно к дефолту направляется Греция. Никакое сокращение бюджета не спасет ее экономику от банкротства. Такая же опасность нависла и над Португалией. И даже Испания может пойти по миру, если ее рынок недвижимости продолжит пике.
Член Комитета по вопросам монетарной политики Банка Англии и эксперт по периоду потерянного десятилетия в Японии Адам Позен «почти уверен, что даже если планы экономии будут чересчур жесткими, и даже если они вступят в силу чересчур синхронно, всему миру депрессия не грозит» благодаря «крупным и оживленным незападным рынкам, и за счет того, что финансовые системы европейских стран стали относительно более стабильными после валютных интервенций».
Почти, конечно, не считается, но если большинство из этих стран не начнут экономить, совершенно ясно, что для них наступит финансовая катастрофа, которая попутно может зацепить весь остальной мир.
Многие именитые экономисты, включая Пола Кругман и Роберта Скидельски, осуждают решение правительств стран Европы свернуть программы стимулирования, действовавшие на протяжении последних двух лет. Даже США, которые не собиралась экономить, упрекают в том, что они отказались выделять очередную крупную сумму средств на поддержку сектора кредитования.
Кругман даже осмелился утверждать, что это вернет все крупные экономики, включая США, в депрессию.
К сожалению, для большинства стран Европы альтернативы экономии государственных средств не существует.
Как видно на примере Греции, к которой чуть не присоединились Испания и Португалия, относительно небольшим и весьма проблемным европейским экономикам очень быстро отрежут путь на рынок заемного капитала, при этом правительства этих стран не будут предпринимать серьезных мер, чтобы привести в порядок бюджет.
Это так, даже, несмотря на то, что баланс этих стран выглядит лучше, чем в Японии, которая является крупнейшим должником в мире по соотношению долга к ВВП.
Но в отличие от Японии, страны Европы сильно зависят от иностранных кредиторов. А иностранные кредиторы перепуганы.
По иронии судьбы, это сыграло на руку США, которые тоже должны всему миру. Почти половина выпуска казначейских облигаций сосредоточена в руках зарубежных инвесторов, так как в испуге они уводят свой капитал в тихую гавань, коей считается доллар. Поэтому же США может подумать о введении режима еще более жесткой экономии, возможно, даже до уровня Японии, чей чистый государственный долг в этом году достиг 122% ВВП. Для сравнения, в США аналогичный показатель находится на уровне 66% ВВП.
Между тем, пока не ясно, будут ли в ближайшее время вводить программу экономии такие страны, как Германия, с относительно низким дефицитом бюджета и долговой нагрузкой. Они и так склонны к разумному расходованию бюджетных средств.
В любом случае у таких стран, как Греция, Испания, Португалия и Великобритания нет другого выхода, как только экономить. Но вот вопрос: спасет ли это их экономику от финансового краха?
Однозначного ответа на него нет.
Политики указывают на то, что за консервативной бюджетной политикой в прошлом следовал период бурного роста, и приводят в качестве примера ситуацию в Великобритании в 1980-е г.г и Канаде в 1990-е г.г, но исключений из данного правила хватает.
К примеру, Ирландия. В прошлом году правительство страны серьезно сократило бюджет, сэкономив на всем, на чем только было можно, а в результате его дефицит подскочил до 11,5%. В 2008 г. он составлял 7%, а прогноз на текущий год – 12,2%. Стоимость данного сокращения бюджета, которое привело к росту безработицы и снижению государственных доходов, поглотила объем сэкономленных средств. Ирландия наконец-то победила рецессию, показав в первом квартале сильные цифры, но некоторые аналитики гадают, помогут ли ей все ее усилия избежать дефолта.
Согласно данным консенсус-прогноза, именно к дефолту направляется Греция. Никакое сокращение бюджета не спасет ее экономику от банкротства. Такая же опасность нависла и над Португалией. И даже Испания может пойти по миру, если ее рынок недвижимости продолжит пике.
Член Комитета по вопросам монетарной политики Банка Англии и эксперт по периоду потерянного десятилетия в Японии Адам Позен «почти уверен, что даже если планы экономии будут чересчур жесткими, и даже если они вступят в силу чересчур синхронно, всему миру депрессия не грозит» благодаря «крупным и оживленным незападным рынкам, и за счет того, что финансовые системы европейских стран стали относительно более стабильными после валютных интервенций».
Почти, конечно, не считается, но если большинство из этих стран не начнут экономить, совершенно ясно, что для них наступит финансовая катастрофа, которая попутно может зацепить весь остальной мир.