Возможно, потому, что многие бизнесмены на время отказались от внешней торговли, решив переждать период неопределенности: новые правила будут действовать в течение нескольких месяцев вне правового поля.
До сих пор не понятно, из скольких членов состоит этот союз — из двух (Россия и Казахстан) или все-таки из трех (те же и Беларусь). Россия и Казахстан ратифицировали кодекс. С третьей стороной, Беларусью, ясности нет.
В среду вечером на закрытом заседании, которое не было анонсировано и состоялось после официального окончания сессии, белорусский парламент ратифицировал Таможенный кодекс, сообщила шеф-редактор белорусской оппозиционной газеты «Народная воля» Светлана Калинкина. Однако официального подтверждения этой информации нет до сих пор. По словам первого вице-премьера правительства Беларуси Владимира Семашко, позиция Минска по вступлению в Таможенный союз определится после 5 июля, когда президент Лукашенко, как предполагается, встретится в Казахстане с Дмитрием Медведевым и Нурсултаном Назарбаевым в рамках заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и высшего органа Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси.
Россия должна убедить Беларусь
При этом Семашко винит в том, что Минск отказывается окончательно определить свою позицию по таможенному союзу, Россию с ее таможенными пошлинами на нефть, которые белорусский чиновник называет «абсолютно незаконными». «Уберите эти вещи, и мы будем готовы подписать», — говорит Семашко.
Присоединится ли Беларусь к Таможенному союзу, будет зависеть от степени убедительности Медведева и Назарбаева на переговорах с Лукашенко, считает Светлана Калинкина. По ее словам, в Белоруссии все готово для вступления в силу норм Таможенного кодекса, например, приведены с ним в соответствие ставки таможенных пошлин.
Формально Таможенный союз начал действовать с 1 января этого года. Россия и Казахстан подписали Таможенный кодекс 28 мая, Беларусь тогда не прислала на процедуру своих представителей. BBC предполагает, что одной из целей недавней газовой войны было как раз стремление России заставить Минск принять условия Таможенного союза. Камнем преткновения стали разногласия по пошлинам на нефтепродукты и ставкам на ввоз автомобилей физлицами. 1-го июля вице-премьер России Игорь Шувалов объявил: участники Таможенного союза договорились по пошлинам на авто. Автомобили из Казахстана и Беларуси не будут беспошлинно продаваться на российском рынке.
Ранее планировалось, что границы России с Беларусью будут ликвидированы с 1 июля, а с Казахстаном — еще через год, с 1 июля 2011 года. Однако задержки с ратификацией кодекса привели к тому, что таможенные посты на российско-белорусской границе остаются еще на неопределенный срок.
В отношении Казахстана установлен переходный период по 409 позициям, в случае с которыми должны применяться тарифы, отличные от единого таможенного тарифа. «Это будет осуществляться при специальных мерах контроля», — заверил вице-премьер Игорь Шувалов.
Правила очень запутаны
Новые правила порождают путаницу, причем, по оценке газеты The Moscow Times, особенно неопределенно выглядит в новой конфигурации положение малого бизнеса.
Прежде всего, закон, регулирующий исполнение норм Таможенного кодекса, еще не получил окончательного одобрения в Госдуме. Это означает, что новые правила будут действовать в течение нескольких месяцев вне правового поля. Закон принят только в первом чтении; третье чтение отложено на осень, напоминает издание. Это, в свою очередь, означает, что до окончательного принятия закона будут действовать и новый, и старый Таможенный кодексы. На практике это означает, что в спорных ситуациях бизнесмены всякий раз должны будут отправляться за разъяснениями. В предвидении хаоса, который породит данная ситуация, ФТС подготовил для участников рынка специальные инструкции, размещенные на Интернет-сайте ведомства, сообщил пресс-секретарь таможенной службы Дмитрий Котиков.
«В памятке есть разделы, которые посвящены классификации и порядку декларирования товаров, соблюдению запретов и ограничений, стоимости и уплате таможенных платежей», — рассказал Котиков, посоветовав предпринимателям «ориентировать своих юристов, бухгалтеров, специалистов по внешнеэкономической деятельности на внимательное изучение этих документов».
Первый день действия Таможенного кодекса, по оценке Котикова, проходит нормально. На телефон горячей линии по данным на 14 часов по киевскому времени поступило 280 телефонных звонков, и нет сообщений о ситуациях, которые нельзя было бы разрешить по телефону. «Во всех таможнях есть специалисты, которые либо проинформируют, либо проконсультируют», — заверил пресс-секретарь таможенной службы.
Впрочем, по данным The Moscow Times, далеко не все сотрудники ФТС на местах получили указания о том, как действовать в новых условиях. Как заявил неназванный сотрудник ФТС на таможенном посту в Смоленской области, граничащей с Белоруссией, никаких официальных инструкций из Москвы к ним не поступало, а стало быть, в своей работе они будут руководствовать прежними правилами.