В АУБ подчеркивают, что реализация положений этого Закона приведет к ситуации, когда кредитор не сможет защитить свои права предусмотренными законодательством способами в связи с нежеланием заемщика предоставить согласие на обработку своих персональных данных. Для вкладчиков и других клиентов, имеющих текущие счета в банках, принятие данного закона означает ухудшение платежеспособности банков и рост угрозы невозврата депозитов в установленные сроки.
По замыслу авторов, целью Закона №2273 является улучшение нормативно-правового обеспечения защиты персональных данных в Украине согласно международному праву, законодательству Европейского сообщества, содействие социальному, экономическому и научно-техническому прогрессу и обеспечению баланса прав человека, общества и государства в этой сфере общественных отношений.
Как отмечают в АУБ, анализ «убедительно свидетельствует, что Закон N2273 не только не решает поставленных перед ним задач, но и существенно усложняет регулирование этих отношений». Более того, считают банки, его положения идут вразрез с общепризнанными стандартами, установившейся международной практикой в области защиты персональных данных, а также не соответствует условиям гражданского оборота и несет крайне негативные последствия для развития экономики Украины.
Во-первых, Закон №2273 противоречит международным стандартам в сфере защиты персональных данных. Как шаг к выполнению Украиной своих международных обязательств перед Советом Европы и Европейским Союзом Закон №2273 не соответствует критерию качества, а именно не согласуется с установленными европейскими стандартами, в частности, Конвенцией Совета Европы №108 «О защите лиц относительно автоматизированной обработки данных личного характера» и дополнительного протокола к ней, рекомендаций Комитета министров Совета Европы и решением Европейского суда по правам человека, а также Директивы 95/46/ЕС Европейского Парламента и Совета «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном перемещении таких данных».
Во-вторых, отмечают в АУБ, Закон №2273 несет системные угрозы для восстановления и развития экономики Украины. Поскольку этот Закон является базовым в сфере защиты персональных данных, его положения распространяются на всех хозяйствующих субъектов. Следовательно, практическая реализация этого закона будет иметь непосредственное влияние на экономику страны. Учитывая это, особое беспокойство вызывают нормы закона, которые существенно усложняют, а в отдельных случаях делают невозможным ведение цивилизованного гражданского оборота, что, в свою очередь, обусловит неотвратимые негативные последствия для развития экономики Украины.
В АУБ подчеркивают, что реализация данных положений приведет к ситуации, когда кредитор не сможет защитить свои права предусмотренными законодательством способами в связи с нежеланием заемщика предоставить согласие на такую обработку, а в крайнем случае, его требованием об уничтожении персональных данных о нем. В сфере банковской деятельности такая государственная политика может спровоцировать невозможность взыскания задолженности после уничтожения персональных данных и массовый отказ от погашения кредитов даже тем должникам, которые в состоянии их обслуживать. Для вкладчиков и других клиентов, имеющих текущие счета в банках, принятие данного закона означает ухудшение платежеспособности банков и рост угрозы невозврата депозитов в установленные сроки.
В-третьих, отмечают в АУБ, Закон №2273 не учитывает негативный опыт практики применения аналогичного закона Российской Федерации. Проведенный анализ юридическим департаментом Ассоциации украинских банков обнаружил, что положения Закона №2273 уже имеют негативные последствия в практике применения России. Многочисленные проблемные вопросы, среди которых: отсутствие цели обработки персональных данных в письменном согласии, неурегулированность сроков такой возможной обработки, формирования информационных систем с персональными данными злостных должников, передача персональных данных коллекторским агентствам при уступке прав требования и т.п., привели к тому, что в настоящее время нормы закона в России выполнить практически невозможно. Следовательно, Российская Федерация пока вынуждена менять положения данного закона в соответствии с потребностями гражданского оборота.
Таким образом, Закон №2273 требует доработки, ведь право на справедливое обращение с информацией персонального характера признается составной частью права на неприкосновенность частной жизни в Конституции Украины и должен быть обеспечиваемым государством как незыблемое.