Стартующий в пятницу чемпионат мира по футболу в ЮАР станет самым дорогим спортивным шоу в истории. Только прямые расходы на организацию и раскрутку турнира, который продлится всего месяц, составили около $3,6 млрд. Предыдущий чемпионат мира в Германии четыре года назад обошелся организаторам примерно в $2 млрд.
Самой затратной статьей такого масштаба соревнований для стран-организаторов всегда являются строительство и реконструкция спортивных объектов. Ведь чаще всего все они не соответствуют стандартам ФИФА. ЮАР с этим повезло: хотя для чемпионата и было построено пять стадионов (Moses Mabhida Stadium, Nelson Mandela Bay Stadium, Mbombela Stadium, Green Point Stadium и Peter Mokaba Stadium), а еще пять — реконструировано, это обошлось всего в $1 млрд. Для сравнения, в Корее и Японии, которые принимали чемпионат 2002 года, потратили на стадионы $5 млрд. Само проведение турнира обойдется в $1,2 млрд., и еще $1 млрд. будет направлен на раскрутку чемпионата.
Впрочем, несмотря на миллиардные затраты, руководство ЮАР не сомневается, что сможет заработать на чемпионате. То, что чемпионат мира по футболу — это очень выгодное занятие, его организаторы поняли еще в 1930 году, во время первого мирового первенства в Уругвае. Тогда организаторы заработали огромную по тем временам сумму — $255 тыс. В последующие годы прибыль стран от проведения Кубка мира исчислялась уже миллионами. Так, Германия заработала на первенстве (за вычетом затрат) $97,4 млн., а Южная Корея и Япония — $260 млн. Настоящим рекордсменом стала Франция, которой чемпионат мира принес $350 млн.
ЮАР планирует выручить от проведения первенства не менее $4 млрд., что принесет ей с учетом затрат около $500 млн. прибыли. Треть от этой суммы получит индустрия туризма. Еще один источник, который принесет ЮАР более $1 млрд., — реклама. Немало заработают и продавцы всевозможных сувениров.
Кроме хозяев, на чемпионате традиционно заработает и ФИФА. Федерация хотя и имеет статус некоммерческой организации, но ежегодно получает прибыль в размере около $700 млн. При этом 96% дохода ФИФА — за счет проведения футбольных соревнований, причем наиболее прибыльный из них — чемпионат мира. По оценкам представителей Федерации, футбольная организация заработает на мировом первенстве в ЮАР $1 млрд.
Один из наиболее мощных источников дохода ФИФА во время чемпионата — это продажа прав на телетрансляцию матчей. По предварительным оценкам экспертов, этот чемпионат мира побьет все рекорды. Планируется, что доход ФИФА от продажи прав составит $2,7 млрд., что в 2,5 раза больше, нежели Федерация получила в 2006 году ($1,2 млрд.). Национальная телерадиокомпания Украины (НТКУ) приобрела права на трансляцию чемпионата мира по футболу за 8 млн. грн. Это собственные средства НТКУ. В телерадиокомпании надеются полностью окупить средства, оплаченные за право трансляции чемпионата, путем размещения рекламы и перепродажи права трансляции ICTV как сублицензиату.
Напомним, что на трансляции Зимних олимпийских игр телерадиокомпания заработала 1,5 млн. грн. при стоимости права трансляции в 5 млн. грн.
Основу же прибыли ФИФА на чемпионатах мира по футболу составляют спонсорские контракты. В этом году ФИФА планирует получить от компаний около $3 млрд. Несмотря на то, что с каждым годом стоимость спонсорства чемпионатов мира растет, количество желающих стать спонсором мундиаля постоянно увеличивается. Так, в 1984 году компании-спонсоры заплатили за право прорекламироваться на первенстве $2 млрд., в 2006-м — уже $16 млрд. Это объясняется глобальной популярностью соревнования. Сейчас генеральными спонсорами чемпионата выступают упомянутая выше Adidas (с 1970 года), Coca-Cola (с 1978-го), Emirates Airline, Hyundai, Sony, Visa.
Чтобы разделить славу чемпионата с организатором, претенденту на спонсорство необходимо платить в среднем $50 млн. в год (спонсорство продается на четырехлетний период). Так, Adidas заплатила $350 млн. за семилетний контракт (срок которого истекает после Чемпионата мира 2014 в Бразилии), чтобы быть главным официальным партнером ФИФА, поставляющим мячи и экипировку для должностных лиц и рефери. Из 32 сборных, которые примут участие в Чемпионате мира 2010, Adidas будет официальным партнером 17 стран. Его соперник — компания Nike — поддержит 10 стран, включая национальную команду США, и благодаря своему подразделению Umbro, национальную команду Англии. Четыре другие спортивных бренда — Puma, Brooks, Joma и Pirma — также получат мировое признание в качестве официальных партнеров команд-участниц.
Согласно договору с ФИФА, спонсоры получают эксклюзивные права на использование символики чемпионата в своих товарных категориях (прохладительные напитки, фототехника, электронные платежные средства, компьютерная техника и т.д.), а также право поставлять свои товары и услуги для обеспечения первенства. Так, напиток Powerade, который производит еще один спонсор Coca-Cola, станет официальным спортивным напитком чемпионата.
Чемпионат мира в цифрах
Вкладывая бешеные деньги в покупку прав спонсорства, компании в итоге получают такие же баснословные доходы. «На выходе мы получаем отличную прибыль», — говорит Кристофер Дж. Перри, и.о. директора по маркетингу в Hyundai Motor America. По его словам, у компании уже есть договоренность с американскими телевизионными компаниями ABC и ESPN (спортивное телевещание). Кроме того, рекламная кампания пройдет в прессе, Интернете и на радио. Это соответствует спонсорской политике головной компании Hyundai в Южной Корее. Она станет эксклюзивным автомобильным спонсором на главном футбольном событии сезона.
Миллионы на призовые
Не останутся внакладе и сами участники первенства. В этом году был значительно увеличен призовой фонд состязания, обеспечиваемый ФИФА. Если в 2006 году он был равен $261 млн., то сейчас он возрос до $420 млн. Кроме того, каждая из 32 футбольных федераций, чьи команды участвуют в чемпионате, получит по $1 млн. компенсации расходов на подготовку к турниру. Клубы, делегировавшие своих футболистов в сборные, будут получать по $1,6 тыс. компенсации в день за каждого своего игрока. Победитель чемпионата мира получит $30 млн. ($19,3 млн. в 2006 году), финалист — $24 млн. ($17,7 млн.). Третью и четвертую команды планеты ждут $20 млн. и $18 млн. соответственно, а неудачников четвертьфиналов — по $14 млн. Сборные, которые займут с 9-го по 16-е места, разбогатеют на $9 млн.
16 команд, которые не сумеют выйти из групповых турниров, заработают по $8 млн.
Кроме призовых от ФИФА, участники получат вознаграждение от собственных федераций. Тут деньги также обещают немалые. Больше всех повезло испанцам, которым за «золото» мирового первенства обещано по 550 тыс. евро каждому игроку (хотя за победу на Евро-2008 премиальные составили по 250 тыс.), англичанам — по 450 тыс., бразильцам и французам — по 300 тыс., а немцам — 250 тыс. евро.
Страховка — прежде всего
Вокруг чемпионата крутятся огромные суммы денег, и во избежание финансовых утрат мундиаль был застрахован. В случае форс-мажорных обстоятельств — отмены, переноса даты или места проведения чемпионатов 2010 и 2014 годов из-за внешних, не зависящих от ФИФА факторов — Федерация получит $650 млн. компенсации.