Антимонопольный комитет поставил условие группе «Приват» Игоря Коломойского, которая намерена объединить подконтрольные ей авиакомпании. Речь идет о слиянии таких перевозчиков, как «АэроСвит», «Донбассаэро» и «Днипроавиа». В АМКУ потребовали, чтобы участники будущего альянса обязались не повышать цены на авиабилеты. «Мы вопрос альянса увяжем с вопросом о ценах на внутренние авиаперевозки и будем рассматривать его в комплексе. Мы можем идти навстречу (авиаперевозчикам. — «ДЕЛО»). Но у меня возникает вопрос: а после этого будет дешевле или дороже?» — сказал вчера глава Комитета Алексей Костусев.
В компании «АэроСвит» «ДЕЛУ» дали понять, что готовы вести диалог в этом направлении. «Мы получили запрос Антимонопольного комитета относительно экономического обоснования тарифов. Хотя запрос устный, тем не менее мы уже начали собирать и готовить информацию», — отметил помощник генерального директора «АэроСвита» по связям с общественностью Сергей Куцый. Он также подчеркнул, что учитывая конкуренцию, раздутость авиатарифов — редкий случай и повышение цен вследствие укрупнения игроков вряд ли возможно.
Директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава констатирует: у компаний тем не менее остается запас для снижения цен. «И запас очень значительный. Учитывая, что сейчас у них перелет Киев — Днепропетровск длительностью в час стоит так же, как Киев — Лондон длительностью в 4 часа, то возможности для снижения цены есть», — заключает эксперт.
Дешевле, но больше
Заявку на объединение в Антимонопольный комитет подконтрольные группе «Приват» авиакомпании подали в феврале 2010 года («ДЕЛО» №19 от 11.02.10). Они запрашивали согласования на присоединение «Днипроавиа» к объединившимся в 2007 году «АэроСвиту» и «Донбассаэро». Средний срок рассмотрения таких заявлений составляет три месяца, поэтому решение может быть принято в ближайшее время.
Александр Кава отмечает, что основная цель объединения авиакомпаний — оптимизация управления, сокращение персонала и объединение авиапарков. «Кроме того, три бренда — это объективно много, ведь обслуживание каждого из них требует дополнительных трат», — сказал он. Кава также добавил, что если альянс все же будет создан, то это будет крупнейший игрок на рынке. «Фактически из крупных авиакомпаний в альянс не войдут только «МАУ» и «ВизЭйр», — поясняет эксперт.
В свою очередь в «АэроСвите» уверяют: создание альянса не приведет к монополии. «Первый вопрос, который задается — это доля объединенной компании на рынке. Мы оцениваем ее в 22%», — заверяет Сергей Куцый.
Он также отмечает, что объединение приведет к оптимизации расписания рейсов. «Направления полетов «Днипроавиа», «АэроСвита» и «Донбассаэро» пересекаются, но незначительно, поэтому мы в большей степени дополняем друг друга, и в этом преимущества объединения», — объясняет Куцый.
Те же и «Роза Ветров»
Помимо трех авиакомпаний, фигурирующих в истории с созданием альянса, участники рынка все чаще в этом ключе называют и четвертого игрока — «Розу Ветров». За последние месяцы эта компания значительно нарастила сотрудничество с авиакомпаниями «Привата». В частности с «Днипроавиа» «Роза Ветров» подписала интерлайн-соглашение о признании перевозочной документации одного перевозчика другим. Такой плотный союз уже дал основания для предположений о переходе контроля над авиакомпанией «Роза Ветров» от Владимира Каменчука к структурам того же Игоря Коломойского.
«Официальных подтверждений того, что «Роза Ветров» может перейти под контроль «Привата», нет. Но все косвенные признаки указывают на это, — полагает Александр Кава. — Это и расширение сотрудничества, и отказ от полетов по направлению Киев — Москва, одному из самых привлекательных, в пользу «АэроСвита». С какой стати «Роза Ветров» действует в интересах конкурента?»
В компании «Роза Ветров» возможность вхождения в альянс и вероятную смену собственника пока не комментируют.
Тем временем у других авиаперевозчиков возникают опасения насчет монополизации рынка компаниями «Привата». По итогам 2009 года суммарная доля рынка трех перевозчиков («АэроСвит», «Днипроавиа» и «Донбассаэро») составила около 48,5%. Если же политика этих авиакомпаний будет полностью согласована еще и с четвертым перевозчиком («Роза Ветров»), а мощности объединены, доля такого альянса на рынке может стремительно вырасти.
ЗАО «АэроСвит-Украинские авиалинии» создано в 1994 году. 22,4% ее акций принадлежит государству, 25% — «ГенАвиа-Инвест», 9,8% — «Укринфоконсалт» и 4,8% — «Бюро». Еще 38% акций находятся в собственности нидерландской GilwardInvestments B.V.
ОАО «Авиакомпания «Днипроавиа» было создано в 1996 году. Компания владеет международным аэропортом «Днепропетровск».