Объем сделок вырос на 33% по сравнению с четвертым кварталом 2009 года, а их стоимость подскочила на 334%. В основном подобный рост активности объясняется стремлением компаний увеличить объем производства за счет консолидации своих позиций на глобальном рынке.
Согласно данным отчета Consumer Products Deals Quarterly (ежеквартальный обзор сделок в секторе производства потребительских товаров), в январе-марте совокупная стоимость сделок увеличилась на 334% - до $43,2 млрд, причем стоимость 5 из них превысила $1 млрд. Участники рынка объявили о заключении 224 сделок по сравнению со 169 в четвертом квартале 2009 года.
Это свидетельствует не только о росте доверия со стороны инвесторов, но и об увеличении количества сделок, совершаемых в среднем сегменте рынка. Кроме того, объем сделок, заключенных при участии фондов прямых инвестиций, вырос на 111% по сравнению с четвертым кварталом прошлого года - до 40. Это позволяет предположить, что такие игроки продают активы и осуществляют поиск новых объектов для инвестиций, говорится в сообщении E&Y.
Крупнейшую сделку в данном секторе заключила компания Kraft Foods Inc., которая за $19,2 млрд приобрела Cadbury Plc. Наиболее значительную сделку с участием производителей напитков заключила компания Heineken, купив FEMSA Cerveza SA за $7,6 млрд. В сегменте производства моющих и гигиенических средств самой существенной сделкой стало приобретение Shiseido компании Bare Escentuals стоимостью $1,7 млрд.
«В сложившихся рыночных условиях многие производители потребительских товаров делают ставку на рост и, чтобы компенсировать негативный эффект от стагнации на внутренних рынках, стремятся диверсифицировать свою деятельность посредством экспансии на динамично развивающиеся рынки. Пока сохраняется низкий уровень процентных ставок, а прибыль увеличивается, многие компании и фонды прямых инвестиций будут вынуждены совершать сделки под влиянием усиливающегося давления внешних заинтересованных сторон. Таким образом, мы ожидаем, что количество совершенных сделок будет расти на фоне стремления фондов прямых инвестиций укрепить свое финансовое положение и подготовиться к 2011 году», - заявил руководитель международной практики E&Y по оказанию консультационных услуг по сделкам предприятиям сектора потребительских товаров Дэвид Мюррэй.
В прошлом квартале (впервые с января-марта 2007 года) лидером по стоимости международных сделок стали США, на долю которых пришлось 54% совокупной цены, уплаченной покупателями. Это в основном объясняется масштабом сделки, заключенной между Kraft и Cadbury.
Первое место по объему международных сделок на глобальной арене заняла Европа (без учета Великобритании) - участники данного рынка прибрели 46 компаний (что на 45,3% выше показателя предыдущего квартала) и продали 37 компаний (рост на 35%). Второе место занимают США (13 приобретений и 14 продаж), третье - страны Азиатско-Тихоокеанского региона (14 и 13 соответственно).
«В 2010 году мы заметили изменение тенденции в отношении сделок, инициированных продавцами. При заключении 45% сделок по продаже западно-европейских компаний, инициированных продавцами, покупателями также выступили компании стран Западной Европы. Одни сделки были заключены из-за экономического спада и ухудшения положения более слабых игроков, причиной других стала консолидация сектора. Среди прочих тенденций можно отметить покупку американских активов компаниями из других стран. Например, Nestle выкупила у Kraft бизнес по производству пиццы, а Shiseido приобрела компанию Bare Escentuals», - отметил Д.Мюррэй.
«Как и прогнозировалось, в первом квартале количество сделок в секторе производства потребительских товаров существенно выросло, их стоимость достигла максимального со второго квартала 2008 года уровня. Во втором квартале мы также прогнозируем значительный рост, который будет особенно заметен в сегменте производства продуктов питания, так как многие сделки уже прошли этапы планирования и предварительной подготовки. Однако в ближайшем будущем мы не ожидаем крупномасштабных сделок. Для рынка будет характерно возвращение сделок стратегического характера, а основными факторами роста станут участие фондов прямых инвестиций и активность в среднем сегменте рынка», - прогнозирует он.
Отчет Consumer Products Deals Quarterly основан на результатах анализа данных FactSet Mergerstat за период с первого квартала 2007 года по первый квартал 2010 года, проведенного E&Y. Под «потребительскими товарами» подразумевается продукция компаний, осуществляющих деятельность в сегментах производства продуктов питания, напитков, табачной продукции, а также моющих и гигиенических средств.
Ernst & Young является одной из ведущих мировых компаний в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования.