Навигационная система ГЛОНАСС, которую россияне начали разрабатывать еще при Советском Союзе, слишком медленно входит в строй. Из-за отсутствия сопутствующей наземной инфраструктуры эта система не может составить конкуренцию американской GPS и до сих пор не нашла широкого применения в повседневной жизни. Кроме того, не решены проблемы с выпуском конкурентоспособных приемных устройств и цифровых карт.
Однако подписанный между Россией и Украиной договор, предполагающий создание СП по выпуску навигационного оборудования, может оказать значительное влияние на развитие ГЛОНАСС.
Выход на украинский рынок может не только укрепить позиции этой системы спутниковой навигации, но и принести немалую прибыль участникам сделки. По словам первого вице-премьера Украины Андрея Клюева, потребность Украины в пользовательских устройствах системы ГЛОНАСС оценивается в количестве до 100 тыс. ед. в год. Основными отраслями их использования являются транспорт, агропромышленный комплекс, недро- и землепользование, а также туризм. Но украинский бизнес пока скептически относится к перспективам использования российской навигационной системы. «На сегодняшний день использовать систему ГЛОНАСС с коммерческой точки зрения в Украине не интересно. В системе работает недостаточное количество спутников, поэтому ее точность существенно ниже, чем у GPS. Что касается терминального оборудования, приемники дороже в разы, чем GPS-аналоги», — утверждает генеральный директор компании «Саттранс Навигатор» Вадим Политов.
Систему спутниковой навигации ГЛОНАСС начали разрабатывать еще в конце 1970-х годов. Точно так же, как и в случае с американской GPS, сначала за это дело взялись военные. Но в начале 1990-х американская система стремительно развивалась и начала активно использоваться в гражданских целях. В то время как в России отсутствие финансирования привело к сворачиванию работ по ГЛОНАСС. В последние годы россияне щедро финансируют работы, пытаясь наверстать упущенное. К примеру, к 2011 году запланировано потратить $213 млн.
В настоящее время спут-никовая группировка ГЛОНАСС состоит из 23 аппаратов, 21 из которых работает по целевому назначению, 2 аппарата — в резерве. До конца 2010 года планируется запустить еще 6 спутников. Это позволит ГЛОНАСС покрыть всю территорию планеты и стать по-настоящему глобальной системой.
Однако ее наземный сегмент все еще слабо развит, из-за чего ГЛОНАСС не может составить конкуренцию GPS, а в будущем — и европейской Galileo. Кроме отсутствия конкурентоспособных приемных устройств, есть проблемы с цифровыми картами для системы. Их создание идет медленно, а информативность существующих оставляет желать лучшего.
Украина — в помощь
Решить свои проблемы россияне пытаются за счет расширения рынков сбыта. В начале года было подписано соглашение с Индией о создании совместного предприятия по производству навигационного оборудования для системы ГЛОНАСС. Аналогичное соглашение на прошлой неделе Россия подписала с Украиной (договор был подписан во время официального визита к нам президента России Дмитрия Медведева). Участниками соглашения выступили компания «Навигационно-информационные системы» (национальный оператор системы ГЛОНАСС) и Роскосмос. Партнер с нашей стороны — Национальное космическое агентство.
Подписанный договор предполагает в первую очередь установление в Украине наземного оборудования, усиливающего спутниковоый сигнал. Эта работа возложена на Украинский научно-исследовательский институт радиотехнических измерений (Харьков). Харьковчане сегодня являются одними из лучших в Украине, кто специализируется на разработке радиоэлектронной техники — наземных и бортовых систем и приборов для космических комплексов. Кроме того, Украина и Россия будут сотрудничать в направлении создания навигационной аппаратуры для потребителей, то есть абонентских устройств. Руководство НИС уже озвучило и идею создания в Украине сетевого оператора системы.
Равнение на американцев
Для потребителя нет никакой разницы, какой навигационной системой пользоваться — ГЛОНАСС или GPS. Определяющее значение имеют время и факт прибытия из точки А в точку Б. При этом приемник должен быть надежным, дешевым, легким и потребляющим мало энергии. Плюс соотношение цены и качества. Именно по всем этим параметрам российские приемники не идут ни в какое сравнение с американскими аналогами. И в ближайшие десять лет у россиян нет перспектив выпустить приемник ГЛОНАСС, который бы мог конкурировать с приемником GPS.
Правда, пытаясь догнать американцев, россияне приняли решение о выпуске в 2011 году совмещенного приемника, позволяющего принимать сигналы как ГЛОНАСС, так и американской Navstar (GPS). Кроме того, гендиректор российского сетевого оператора «Навигационно-информационные системы» (НИС) Александр Гурко обещает начать продажу в следующем году и чипсетов ГЛОНАСС/GPS. Их цена — от $10 до $15, что сопоставимо по стоимости с односистемными модулями GPS.
Несмотря на все старания, ГЛОНАСС не пользуется популярностью у россиян. К примеру, в этом году получено заказов на изготовление всего 180 тыс. чипсетов. И то в основном от спецслужб и чиновников. Чтобы расширить применение, власть пытается ввести разного рода запреты на использование на своей территории американской GPS.
Бизнес сделал выбор
Не видят перспектив коммерческого использования технологии ГЛОНАСС и в Украине. Эксперты считают, что намерение России совершенствовать и активно продвигать свою спутниковую систему в кооперации с украинскими компаниями может оказаться всего лишь декларацией, зафиксированной на бумаге. «Если разработчикам удастся вывести на рынок качественные и дешевые 2-стандартные приемники, спрос на них со стороны украинских компаний может вырасти, учитывая, что одновременное использование двух систем существенно повысит точность навигации», — утверждает генеральный директор компании «Саттранс Навигатор» Вадим Политов.
Тем временем отечественные компании активно осваивают применение спутниковой навигации для нужд своего бизнеса. И предпочтение отдают американской GPS. «Многие агропромышленные компании применяют весьма дорогую технику, в частности, современные посевные комплексы. Их простой очень дорого обходится компаниям, поэтому им просто необходимо использовать GPS для автоматизации работы техники с целью улучшения логистики», — отметил маркетолог корпорации «Агро-Союз» Николай Слободянюк. Также используют GPS-навигацию украинские международные перевозчики — они начали оснащать приемниками свои автомобили еще в начале 2000-х годов. Использование GPS позволяет им мониторить перемещение транспортных средств и грузов в режиме реального времени, а также контролировать отклонения от маршрута, расход топлива, открытие грузовых контейнеров и отсеков автомобилей. Впрочем, как сообщили «ДЕЛУ» в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины, практику использования перевозчиками технологии GPS пока что нельзя считать массовой — приемниками оборудуют свои парки слишком мало компаний. Похожая ситуация и с таксомоторными перевозчиками. Многие таксисты самостоятельно покупают GPS-навигаторы, но службы такси пока не практикуют централизованную закупку и установку устройств на свои машины.
РОССИЙСКАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА ГЛОНАСС, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Октябрь 1982 |
СССР вывел на орбиту первый спутник ГЛОНАСС, созданный по заказу Минобороны |
Сентябрь 1993 |
Система ГЛОНАСС официально принята в эксплуотацию |
1995 |
В системе ГЛОНАСС работает 24 спутника |
1996-1998 |
Из-за недостатка финансирование количество спутников в системе ГЛОНАСС сокращено |
Август 2001 |
Правительство России принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» |
27 декабря 2007 |
Поступили в продажу первые бытовые спутниковые навигаторы Glospace, работающие и для ГЛОНАСС и для GPS. Минобороны сняло ограничения на использования системой |
14 декабря 2009 |
С космодрома «Байконур» проведен запуск трех спутников «Глонасс-М» |
Комментарии
Александр ГУРКО
гендиректор российского ОАО «Навигационно-информационные системы»
На сегодня существуют все технические возможности для применения навигационной системы ГЛОНАСС. Сформирована законодательная база, действует федеральный сетевой оператор, основной задачей которого является внедрение системы, обеспечение единой технической политики и распространение технологии на других рынках. Оператор реализует различные программы, которые позволяют дать дополнительный импульс различным отраслям экономики. В частности проект экстренного реагирования при дорожных авариях за счет использования специальных навигационных систем или информационное обеспечение Олимпиады в Сочи. В целях совместной реализации спутниковой программы мы предлагаем нашим партнерам сотрудничество по всем направлениям. В том числе по совместной разработке продуктов и систем для Украины, России, а также для их экспорта в третьи страны. Мы официально предложили создание совместного предприятия в Украине. И такие переговоры мы начали вести с Национальным космическим агентством Украины. Также приглашаем к сотрудничеству и крупный бизнес.
Сергей ЗГУРЕЦ
эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения
Соглашение о сотрудничестве России и Украины в проекте ГЛОНАСС было готово к подписанию еще в бытность премьер-министром Юлии Тимошенко, поэтому я не вижу особых политических или связанных с аспектом информационной безопасности рисков для Украины от участия в этом проекте. Он повысит вовлеченность украинских предприятий в проекты, связанные с использованием российских спутников. Украинские предприятия, которые выпускают абонентские устройства — ГЛОНАСС-приемники, занимаются этим с 1995 года. Они производят мультидиапазонные устройства, то есть поддерживающие и GPS, и ГЛОНАСС. Потенциал украинской оборонной промышленности превышает запросы нашей армии, поэтому наши предприятия работают и на Россию. При этом российские заказы составляют около 70% их портфеля. И ситуация не меняется последние пять лет, так как подобные устройства украинская армия не заказывает. Эту сложившуюся на рынке ситуацию подписание договора не меняет. Но соглашение касается Роскосмоса и Национального космического агентства Украины, а значит, украинские предприятия космической промышленности смогут участвовать в проектах, связанных с запуском россиянами спутников для системы.