Несколько крупнейших украинских компаний отменили проведение собраний акционеров, ожидая дальнейших разъяснений от государственных органов. С чем не согласны участники рынка и почему требование об обязательной выплате дивидендов весьма размыто — мнение юриста
Анна Бабич
адвокат, советник юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры»
Требование об обязательной выплате дивидендов направлено в первую очередь на увеличение поступлений в госбюджет в виде авансового взноса по налогу на прибыль при выплате дивидендов юридическим лицам (25%) и/или в местные бюджеты в виде налога на доходы физических лиц при выплате дивидендов физлицам (15%).
Такое требование об обязательной выплате дивидендов представляется закономерным относительно хозобществ, в уставном капитале которых присутствует доля государства. Также оно выглядит понятным, когда государство не владеет пакетом акций, достаточным для принятия решения, и недополучает доходы, связанные с владением акциями.
Однако установление такого обязательства в отношении частных обществ в свете неблагоприятной экономической ситуации и недостаточности оборотных средств у субъектов хозяйствования является нецелесообразным.
Кому придется заплатить
Согласно Переходным положениям Закона о бюджете, были внесены изменения и в Закон Украины «Об акционерных обществах», и в Закон Украины «О хозяйственных обществах». Как разъяснила Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (Комиссия), действие Закона об акционерных обществах распространяется на публичные и частные акционерные общества, а закон о хозобществах регулирует деятельность ОАО и ЗАО. Действие закона об акционерных обществах не распространяется на ОАО и ЗАО, деятельность которых не приведена в соответствие с требованиями такого закона. Таким образом, закон о бюджете предусматривает требования о выплате дивидендов как в отношении публичных/частных акционерных обществ (путем изменений в закон об акционерных обществах), так и в отношении закрытых/открытых акционерных обществ (путем изменений в закон о хозобществах). Но есть особенности.
Изменения в закон о хозобществах хоть и устанавливают, что чистая прибыль предоставляется в полное распоряжение общества после уплаты, среди прочего, обязательной суммы дивидендов, прямо не устанавливают размер дивидендов, подлежащих обязательной выплате, а лишь ссылаются на требования других законов в части выплаты прибыли. В свою очередь, специальный закон — о бюджете — устанавливает обязательный размер дивидендов только для хозяйственных обществ, в уставном капитале которых есть доля государства, а также для хозяйственных обществ, 50 и более процентов акций (долей участия, паев) которых находятся в уставных капиталах государственных обществ, доля государства в которых составляет 100% (т.е. тех акционерных обществах, которые опосредованно контролируются государством). В отличие от изменений, предложенных в закон о хозобществах, изменения в статью 30 закона об акционерных обществах прямо предусматривают, что минимальный размер выплаты дивидендов составляет 30% чистой прибыли отчетного года и/или не распределенной прибыли без указания видов акционерных обществ, на которые это требование распространяется (например, с госдолей или без).
Противоречивые требования
Положение об обязательном начислении и выплате дивидендов распространяется на частные и публичные акционерные общества, а также на ОАО и ЗАО с государственной долей, которые по состоянию на 30 апреля 2010 года: во-первых, не распределили чистую прибыль за 2009 год/предыдущие отчетные периоды в установленном размере; и во-вторых, у которых согласно данным финансовой отчетности за соответствующий отчетный период на указанную дату есть нераспределенная прибыль. Открытым остается вопрос о принятии решения о выплате дивидендов в размере 30%, если указанное решение не было утверждено на общем собрании по причине отсутствия кворума или отсутствия необходимого количества голосов акционеров, поскольку принудить акционера проголосовать за то или иное решение повестки дня общего собрания не представляется возможным.
Кроме этого, установив обязательный к выплате размер дивидендов, законодатель отнес к исключительной компетенции общего собрания вопрос о выплате дивидендов в размере более 30%. Однако алгоритм и порядок принятия решения о выплате дивидендов в размере 30%, кроме как общим собранием акционеров , действующим законодательством не урегулированы. Не исключено, что логика законодателя заключается в том, что выплата дивидендов в размере 30% чистой и/или нераспределенной прибыли может осуществляться по решению другого органа управления акционерного общества (к примеру, правления) в случае, если общим собранием не было выполнено требование о распределении прибыли и выплате дивидендов в размере 30%.
Однако согласно предыдущей редакции закона об акционерных обществах в части компетенции собрания акционеров вопрос о распределении прибыли и выплате дивидендов в любом размере был отнесен к исключительной компетенции общего собрания. Соответственно, это положение Закона об акционерных обществах зеркально отображено во всех уставах публичных/частных акционерных обществ. Иными словами, даже если законодатель Законом о бюджете предусматривает возможность делегировать решение вопроса о распределении прибыли частного/публичного общества другим органам, устав акционерных обществах не предусматривает этого (и вместе с тем, не противоречит Закону об акционерных обществах с изменениями в этой части). Остается ожидать, как сложится практика налоговых органов.