По словам экспертов, знакомых с ходом переговоров, основным изменением по сравнению с уже существующей формулой будет учет цен отечественных нефтеперерабатывающих заводов. «В формулу добавятся цены украинских производителей. Также некоторые параметры будут откорректированы в соответствии с изменившимися реалиями», — сообщил «ДЕЛУ» аналитик компании Uресо Александр Сиренко.
Система ценообразования на нефтепродукты, которая действует сегодня, была принята в 2006 году. Тогда участники рынка и правительство подписали меморандум, в котором определили основные переменные формулы. За основу для определения цены были взяты средневзвешенные котировки информационного агентства Platts в портах, через которые нефтепродукты поставляются в Европу последние 30 дней. Для Украины, в основном, используются котировки итальянского порта «Август». Теперь же к этой формуле будет добавляться и стоимость отечественных нефтепродуктов.
Дело в том, что на импорт приходится 52% украинского рынка нефтепродуктов. Остальное топливо — украинского производства. Поэтому, по мнению экспертов, формирование цены на основе только импортных поставок правительство посчитало не совсем объективным. «Учет цен отечественных заводов может позволить более точно отражать изменение справедливой стоимости бензина, если у нефтетрейдеров будет возможность купить продукцию этих заводов», — предполагает аналитик инвестиционной компании «Драгон Капитал» Денис Саква. Однако подобная практика, в свою очередь, может и искажать ситуацию на рынке. Так, подконтрольный «Привату» крупнейший в Украине Кременчугский НПЗ часто продает аффилированным с группой трейдерам бензин по заниженным ценам, что и не отражает реальный уровень цен.
Также новая формула станет несколько проще. «Ряд показателей будет просто перемещен в маржу нефтетрейдеров», — заявляет Сиренко. По существующей формуле, к усредненным котировкам добавляются затраты на логистику и хранение, величину нормированных потерь и условно-постоянные затраты на содержание АЗС. Далее к полученному значению добавляется плановый доход АЗС, который определяется с учетом инвестиционной привлекательности бизнеса. В новой же формуле эти показатели будут рассчитываться в марже предприятий, в результате чего и должна будет выйти индикативная цена для рынка.
В то же время, насколько изменится конечная цена для потребителей, говорить пока рано. С учетом цен украинских НПЗ, которые ниже импортных, она должна снизиться. Однако произойти это может только при добросовестном выполнении договоренностей всеми сторонами. «Был период, когда цены отечественных НПЗ также учитывались. Однако заводы их искусственно завышали, что, наоборот, приводило к росту стоимости топлива, и в итоге от этой практики предыдущее правительство отказалось», — рассказывает директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. К тому же, по словам эксперта «Драгон Капитал», в формулу планировали включить инвестиционную составляющую, что также может повысить стоимость конечного продукта.