Слияние и поглощение
Идея сделать из двух государственных компаний, занимающихся газом, одну пришла в голову российского премьер-министра Владимира Путина якобы «спонтанно» во время переговоров с его украинским коллегой в Сочи. Несмотря на то, что по Конституции РФ глава правительства – всего лишь второе лицо в государстве, не приходится сомневаться, что «путинский экспромт» – это официальное намерение России. Ведь в правящем тандеме Путин-Медведев, несмотря ни на что, главную роль играет все же Владимир Владимирович. Такой «сюрприз» ошарашил даже готового на всяческие уступки Николая Азарова. Сначала украинский премьер обошелся осторожным заявлением о том, что вопрос будет рассматриваться. «Премьер-министр Украины Николай Азаров заявляет, что в ходе переговоров идея объединения НАК и ОАО не обсуждалась и даже не поднималась. Эту идею премьер-министр России выразил экспромтом, ну что ж, мы экспромты будем рассматривать и изучать конкретные предложения », - выразил точку зрения главы украинского правительства его пресс-секретарь Виталий Лукьяненко.
А потом свое слово сказали эксперты. И оказалось, что «объединение» «Нафтогаза» и «Газпрома» в единую компанию, которую пресса уже успела прозвать «Нафтогазпромом», объединением назвать как раз и нельзя. Скорее, это будет поглощение. Ведь доля Украины в объединенной компании составит всего лишь около 6%. Такие данные приводит Агентство газовой информации России. Консолидированная отчетность компаний по международым стандартам за 2008 год показывает, что если рассчитывать долю партнеров из стоимости активов, украинская доля составит 6,1%, а если исходить из размера выручки – 5,8%.
Вслед за российскими экспертами свое слово сказали и украинские. «Украинцы не смогут даже распоряжаться газом собственной добычи, а о диверсификации и энергоэффективности надо забыть навсегда. Украинцы лишатся своей стратегической собственности, в частности ГТС, в пользу российской стороны в обмен на мифические обещания относительно доступа к месторождениям энергоресурсов и, разве что, - прав на места в новом ГУЛАГе». – обрисовал мрачные перспективы для Украины эксперт по энергетическим вопросам, бывший представитель президента Виктора Ющенко Богдан Соколовский. Другие эксперты были более сдержанны в политических оценках, но все же подтвердили основную мысль Соколовского – ни о каком равноправном объединении речь не идет. «Компания »Нафтогаз« в десятки раз меньше, чем »Газпром«, поэтому ни о каком партнерстве не может быть и речи. Речь идет о поглощении», - сказал эксперт энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Разумкова Владимир Омельченко. Омельченко подчеркнул, что в «объединении» более заинтересован «Газпром», т.к. это предоставит российской компании возможность пользоваться украинскими газохранилищами и контролировать транзитную ставку для российского газа через Украину. Его поддержал и эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут. «С инвестиционной точки зрения мы все понимаем, что ни о каком объединении не может быть и речи, когда размеры одной и другой компании несоизмеримы. Ни о каком равноправии, и ни о каком объединении говорить здесь не приходится», - отмечает украинский эксперт.
А пока украинское правительство и президент продолжают говорить, что создание «Нафтогазпрома» возможно только на условии равных долей Украины и России в управлении компанией. «Если на равных – нет вопросов», - сказал 5 мая об объединении Азаров. Янукович выразился еще осторожнее: «Ответ Украины будет после того, как мы все просчитаем с точки зрения наших национальных интересов». А национальные интересы при создании такой компании вряд ли удастся сохранить нетронутыми. Тем более, что Москва настаивает не на равном объединении. «Мы открываем доступ к ресурсам, посчитайте активы и возможности, и предложите, на что претендуете», - передал слова Путина Азаров. А подсчет, как показали и российские, и украинские эксперты, свидетельствует – доля Украины в компании будет ничтожно мала.
Отвлекающий маневр
Еще одной интересной деталью в создании «Нафтогазпрома» является то, что это прямо противоречит как российскому, так и украинскому законодательству. Украинское законодательство запрещает приватизацию, концессию, аренду предприятий трубопроводного транспорта Украины. В то же время, как отмечает эксперт Омельченко, российским законодательством запрещен доступ иностранных инвесторов к стратегическим объектам РФ, в том числе и к объектам энергетики.
Все это позволяет предположить, что само предложение о создании «Нафтогазпрома» – отвлекающий маневр. В этом уверен и Нарбут. «Есть очень много инициатив от России, поэтому некоторые из них должны быть эпатажными, чтобы отвлечь внимание от того, что будет делаться в это время: завершение подготовки документов по сотрудничеству в атомной сфере, например», - отмечает украинский эксперт. Действительно, атомная энергетика, не хуже чем газ, может быть средством внешнеполитического давления. В данный момент под прицел попадает Беларусь. Руководство этой республики уже не раз критиковало Россию. Беларусь дает понять, что точек соприкосновения с Россией у нее все меньше. Но вместе с тем, она продолжает потреблять украинскую электроэнергию. Позже на месте Беларуси окажется и сама Украина, утратившая контроль над производством электроэнергии. Таким образом, все энергосберегающие, в первую очередь, газосберегающие технологии украинских металлургов и химпромышленников будут напрасны – вместе с газовой петлей, на их шее затянется еще и петля электрическая.
Именно украинские олигархи, судя по всему, и являются тем сдерживающим фактором, из-за которого Янукович не может полностью отдать газовую сферу на откуп РФ. Ведь тогда и украинской металлургии, и украинскому химпрому придет столь ожидаемый их российскими конкурентами конец. Не спасут даже поставки сжиженного газа из североафриканских стран, о которых всерьез заговорили украинские химики. Ведь один одесский порт вряд ли вынесет такую транспортную нагрузку. А вот функционирование крымских портов под вопросом: вполне возможно, что препятствовать регулярным поставкам газа смогут регулярные учения укрепляющего свое присутствие в Крыму ЧФ РФ. Да и пока эти порты для таких целей не готовы; и объем поставляемого таким образом газа вряд ли сможет спасти украинских металлургов. Очевидно, опасность многомиллиардных убытков для украинской промышленности уже осознана даже Азаровым и Януковичем...
А пока украинцы отнекиваются от щедрости россиян, а последние хитрят, Европа решила не вмешиваться. «Это предложение Путина между Киевом и Москвой, а не Брюсселем. Это не дело ЕС, а дело между другими. Давайте подождем и посмотрим», - сказал европейский комиссар по энергетическим вопросам Гюнтер Оттингер. Хотя это вопрос для Европы не праздный – там хорошо помнят «холодные зимы», вызванные российско-украинским противостоянием в газовой сфере. А еще лучше там осознают опасность от попадания в зависимость от поставок российского газа в Европу по условиям, выгодным лишь России. Очевидно, даже европейцы понимают, что «Нафтогазпром» слишком уж несбыточная мечта российского президента. Или еще один шаг, направленный на отвлечение внимания, в котором, кстати, очень помогает украинская оппозиция, на всех углах кричащая о «государственной измене», хотя ее лидеры в свое время сами были не прочь многое отдать России за политическую поддержку.
Пока же, судя по всему, «Нафтогазпрому» не быть. Национальные интересы защищаются в Украине лишь тогда, когда совпадают с интересами крупного бизнеса. В этот раз совпадение налицо.