Промышленный рост хорошо виден и слышен на столичном заводе «Металлист». Производство металла и изделий из него в первом квартАле выросло на 18 процентов по стране. Роман Абрамовский, директор холдинга, в который входят еще четыре подобных предприятия, сияет от оптимизма.
Роман Абрамовский генеральный директор ОАО «Укрстальконструкция»:
- Если б вы пришли сюда 4 месяца назад - картина была совершенно иной вы б не узнали, пустые цеха, люди в отпусках за свой счет, нет металла. Сейчас вы видите картина налицо - работа кипит цех загружен металлопрокатом.
Вместе с тем Абрамовский считает: до полной загрузки еще далеко. Пока выручают страны бывшего СССР, туда отправляются две трети продукции. Остальное - идет на государственные проекты - строительство терминалов к Евро 2012. Со стороны украинских предпринимателей - лишь крупицы заказов в общем объеме.
С началом весны работы в этом цеху прибавилось на треть. Например эта металлоконструкция - будущая свиноферма в киевской области. Металлисты говорят, таких заказов со стороны украинского бизнеса совсем мало. Как и доли подобной продукции в украинском экспорте. Вот уже два десятилетия страна, в основном, может предложить внешнему рынку лишь простые полуфабрикаты - слябы и прокат. Их иностранцы сами превращают в строительный профиль.
Ситуативно оказалось, что украинская железная руда сейчас едва ли не самая дешевая в мире. Больше лить металла Украину заставили Ближний Восток, Северная Африка и Турция. Там вновь начался рост жилищного и гостинничного строительства - говорит Владимир Пиковский. Он профессионально исследует внешние рынки металла и знает - четыре пятых всей продукции уходит за рубеж. Отрасль заработала, но гарантировать устойчивый рост пока нельзя.
Владимир Пиковский, руководитель департамента по вопросам металлургического комплекса «Госвнешинформ»:
- Она работает ритмично, нормально но на своих старых технологических, технических параметрах. Нет прорыва в снижении топливно-энергетических ресурсов, нет прорыва в производстве новых видов проката и так далее.
Министр финансов, представляя новый бюджет журналистам, уверяет: смета поможет экономическому росту. Особенно вдохновляет показатель прироста в машиностроении
Так на броварском автозаводе все выглядело в ноябре 2008, когда промышленность в стране только начала рушиться. Впереди увольнение работников, и почти полная остановка производства, которая продолжалась весь прошлый год.
А вот таким все стало два-три месяца назад. Рабочие из Западной Украины приезжают на вахту в пригород столицы и собирают автобусы. На докризисный уровень - 150 машин в месяц - еще не вышли, пока объем в три раза меньше. Все уходит северным соседям.
Александр Остапчук, глава правления ЗАТ «Бориспольский Автозавод»:
- Це ринок збуту Росії. Потепління взаємовідносин спричинило те що ми підписали ряд контрактів - і зараз проводимо відвантаження на Россію.
Львиная доля кредитов, которые начали выдавать коммерческие банки, идет именно экспортерам, говорит банкир Петр Барон. Рост украинской экономики сейчас обеспечивают именно те, кто продает за рубеж.
Петр Барон, глава правления коммерческого банка:
- Они получают деньги, они имеют валютную выручку. Они могут обслуживать валютные контракты при любом изменении, и им выгоднее брать валюту, потому что она намного дешевле. Их основные рынки сбыта растут, международная экономика вышла из кризиса и спрос на их продукцию растет очень быстро.
По данным Нацбанка, в апреле впервые объем выданных кредитов увеличился с начала кризиса. Всего плюс полпроцента - это на сумму около трех миллиардов гривен. Считать, что все наладилось, пока рано, говорит главный макроэкономист страны Валерий Литвицкий. Из пяти основных сЕкторов экономики, два - строительство и торговля - еще в минусе. Слишком глубоким было падение.
Валерий Литвицкий, руководитель группы советников главы НБУ:
- Крига скресла, але криза не щезла Рецесія не подолана. Я дуже обрежно відношуся до заяв щодо високої динаміки ВВП, що нагадуэ про ефект відскоку. Ну це уявляете з такої метрової висоти падає мячик - і наскільки він відскочить і звичайно він відскочив - набагато.
Пока же Роман Абрамовский интересуется новостями из Греции и Португалии. Не случатся ли там дефолты, и не начнется ли вторая волна мирового кризиса. На Бориспольском автозаводе изучают спрос на автобусы на африканском континенте. Подъем украинской экономики - пока подарок с внешних рынков. Но позиции в этом этюде могут внезапно измениться. Два года назад экспортнозависимое национальное производство оценило, что значит падение внешнего спроса. Устойчивый рост, которого хочет добиться новое правительство, должно стать результатом тщательно продуманных ходов.