На новый украинский самолет уже есть более 20 заказов на общую сумму около 500 миллионов долларов. Впрочем, как отмечает издание, их выполнение вряд ли возможно без финансовой поддержки России, а решение о финальной сборке Ан-158 на авиазаводе в Воронеже, где уже производят Ан-148, пока не принято.
По словам отраслевых экспертов, 99-местный Ан-158 находится в той же рыночной нише, что и проектируемый российской компанией «Сухой» региональный самолет SukhoiSuperJet-100 (SSJ, базовая версия - 95 мест).
Между тем президент-генконструктор АНТК имени «Антонова» Дмитрий Кива так не считает. «В среднем мы берем 85-90 пассажиров. Это уже другая ниша, - отмечает он. - В России самолет будет эксплуатироваться на грунтовых аэродромах, в частности в Сибири, что недоступно для Superjet».
Тем не менее, в пресс-службе ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) Ан-158 называют прямым конкурентом SukhoiSuperJet-100. «Возможное решение о производстве самолета Ан-158 на российской территории будет означать появление необоснованной конкуренции», - сообщили «Коммерсанту» в ГСС. По мнению главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, оба проекта требуют значительных инвестиций, поэтому конкуренция между ними будет не только за клиентов, но и за поддержку из российского бюджета.
«Антонов» уже договорился о покраске и комплектации салона собранных в Киеве Ан-158 на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), входящего в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Впрочем, решение о локализации финальной сборки Ан-158 на ВАСО в ОАК пока не приняли.
Финальную сборку Ан-158 планируется открыть пока только в Киеве. Но, по словам Кивы, в будущем рассматривается организация производства и в РФ. Организация производства в России принципиально важна для «Антонова», считают эксперты. «Значительных капиталовложений в начало серийного производства Ан-158 в Украине не нужно, но для производства всей линейки самолетов и выполнения заказов в срок у Украины нет средств», - считает директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава.
Ан-158 - модификация регионального реактивного самолета Ан-148 и максимально с ним унифицирован. Но, по сравнению с уже серийно выпускаемым Ан-148-100 (рассчитан на 68-85 пассажиров), Ан-158 благодаря удлиненному фюзеляжу способен перевозить до 99 пассажиров на расстояние 2500-3100 километров. Новая модель и более экономична. «Мы удлинили фюзеляж, изменили внутреннюю компоновку, улучшили конструкцию и установили аэродинамические концевые поверхности. Благодаря этому топливная эффективность Ан-158 выше Ан-148 на 10-17% в зависимости от компоновки», - рассказал «Коммерсанту» Дмитрий Кива.