Вчера представители сразу нескольких международных ассоциаций, представляющих интересыавиакомпаний, заявили о том, что сегодня нет достаточных причин, для того чтобы закрыватьевропейское воздушное пространство из-за извержения вулкана в Исландии.
«Необходимо принимать решения, основываясь на реальной ситуации, а не на теоретическихумозаключениях», — отметил Джованни Бизиньяни, глава Международной ассоциации воздушноготранспорта (IATA). Он отметил, что убытки отрасли в связи с простоями, вызваннымиизвержением вулкана, станут даже более значительными, чем после 11 сентября 2001 года,когда из-за терактов США также отменили перелеты. По данным IATA, сегодня перевозчикиежедневно теряют из-за простоя $250 млн.
Такой же позиции придерживаются в двух других организациях — Европейском отделениимеждународного совета аэропортов (ACI Europe) и Ассоциации европейских авиакомпаний (AEA,объединяет 36 крупнейших авиаперевозчиков Европы). «Извержение исландского вулкана неявляется беспрецедентным событием, и меры, принимаемые в других странах мира в случаеизвержения вулканов, не требуют ограничений, которые были введены в Европе», — отмечаетсяв совместном сообщении организаций.
Тестовые полеты
Напомним, что большинство европейских стран заявили о закрытии воздушногопространства, после того как в прошлую среду началось извержение вулкана в Исландии,вследствие чего над Европой образовалось облако из вулканических выбросов. По данныморганизации Eurocontrol, которая координирует действия авиадиспетчеров в 38 странах,вчера в Европе было совершено лишь треть авиарейсов от запланированных.
Однако сами перевозчики настаивают на полном открытии воздушного пространства надЕвропой. Свою позицию они аргументируют тем, что их компании выполнили пробныерейсы и на личном опыте убедились, что опасности нет.
В частности о тестовом полете в воздушном пространстве Нидерландов сообщила KLM.Представители компании утверждают, что полет прошел успешно. «На первый взгляд, нетпричин для беспокойства. Мы не наблюдали нарушения норм ни во время полета, ни во времяобследования на земле», — заявил Питер Хартман, президент KLM. Он также отметил, чтокомпания надеется в ближайшее время получить разрешение на полеты.
Поднимались в тестовом режиме в воздух и самолеты British Airways, Lufthansa, AirBerlin и Air France, представители которых также сообщили об успешности своих полетов.«Никакой пыли в двигателях или повреждений в топливных отсеках. Ни у наших самолетов, ниу лайнеров других авиакомпаний. Политические деятели должны наконец принять эти данные вовнимание», — отметил Клаус Вальтер, представитель компании Lufthansa.
Перестраховка от «феномена»
Тем не менее как представители ведомств, отвечающих за перелеты, так и многиеэксперты, в том числе украинские, не считают решение европейских стран закрыть воздушноепространство поспешным. В частности, по словам Брайана Флинна, одного из руководителейEurocontrol, авиационные власти имеют дело с «неизведанным феноменом», поэтому их реакциюнельзя считать чрезмерно осторожной. «Учитывая главную цель — защиту авиапассажиров,необходимо было принять эти исключительные меры», — уверен Флинн.
Отечественные эксперты также считают, что закрытие воздушного пространства Украиныбыло вполне адекватным. «Украинские ведомства каждые три часа получают информацию ометеорологических условиях. И на основании этих данных принимаются решения относительноработы аэропортов. Насколько я знаю, именно руководствуясь данными у метеоусловиях,принималось решение о закрытии воздушного пространства Украины. Позже ситуация былапроанализирована более детально, что дало основания возобновить работу аэропортов», —пояснил экс-глава Госавиаадминистрации Александр Давыдов.
Эксперты затрудняются сказать, как ситуация с работой аэропортов будет развиваться вближайшее время. «Предсказать дальнейшее развитие событий сегодня никто не может. Работааэропортов, в том числе и украинских, будет зависеть от активности вулкана и воздушныхпотоков, которые перемещают вулканические выбросы», — поясняет Александр Кава, директорЦентра экономического и политического анализа.
О нестандартности ситуации, которая сложилась в результате извержения исландскоговулкана, говорят и на двигателестроительном предприятии «Мотор Сич». Как пояснил главныйконструктор компании Сергей Шанькин в интервью агентству «Интерфакс-Украина», на сегодняпрактический опыт эксплуатации авиационных судов в условиях засорения авиапространствавулканической пылью минимален. «Основой могут служить единичные исследования послеавиаперелетов в зонах засорения вулканической пылью на Камчатке», — сказал он. Тем неменее Шанькин отметил, что вероятность засорения двигателя вулканической пылью есть.Однако это происходит не сразу после первого полета, а спустя 50-100 часов эксплуатации всоответствующих условиях.
Вулкан Эйяфьядлайокудль, извержение которого началось14 апреля, находится в 200 км квостоку от столицы Исландии Рейкьявика. Вулкан выбросил в атмосферу облако пепла. Этопривело к закрытию воздушного пространства над большинством стран Европы. По состоянию напонедельник, согласно данным Евроконтроля, гражданские самолеты не обслуживаются набольшей части воздушного пространства Европы, включая Бельгию, Чехию, Данию, Эстонию,Финляндию, часть Франции, Германию, Венгрию, Ирландию, Голландию, север Италии, Польшу,Румынию, Словению, Швейцарию, часть Украины и Великобритании.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Вулкан спровоцировал примерно такойже ажиотаж, как с эпидемией «свиного» гриппа
Александр МАЛЫШЕВ
кандидат геолого-минералогических наук
Вулкан Эйяфьядлайокудль в Исландии известен специалистам. Но он находится под ледникоми не очень основательно изучен. В Исландии на самом деле много подледных вулканов ипроисходит много подледных извержений. Но говорить о потенциале вулкана Эйяфьядлайокудльзатруднительно. Особой опасности раньше он не представлял. На мой взгляд, здесь имеетместо чрезмерный ажиотаж, примерно такой же, какой был с эпидемией «свиного» гриппа.
Все имевшие место перед этим прецеденты, связанные с катастрофами в авиации, были,когда самолет входил в сконцентрированную пепловую тучу. И за счет этого происходил отказдвигателей. А сейчас вся Европа шарахается, грубо говоря, от тончайшей пыли. Точно такойже слой могут поднять пыльные бури, которые прошли недавно в Китае. В связи с нимипочему-то никакого ажиотажа не было.
Сейчас ажиотаж разыгрался больше из-за того, что отсутствуют показатели уровня пепла,предельно допустимые в атмосфере. Если извержение затянется, пепел может «болтаться» ватмосфере до нескольких лет. Если так и будет, то Европа привыкнет летать, проверяяпочаще двигатели и при необходимости делая профилактику.
Повторюсь, извержения идут практически постоянно. Везде. Есть так называемыевулканы-маяки, которые извергаются практически без остановки. В Латинской Америке естьвулкан, который делает выбросы прямо на берегу Атлантического океана. Но каких-тосведений о том, что люди гибнут и происходит катастрофа, нет.
Также наблюдают за вулканами в Японии, на Камчатке, Курилах. Там контролируют пепловыеоблака, отводят их. При этом в атмосфере всегда остается тонкий малоконцентрированныйпепел, какой исходит сейчас со стороны Эйяфьядлайокудль.