Geely и Ford достигли соглашения о продаже Volvo в воскресенье, сообщили топ-менеджеры компаний. Китайская компания заплатит 1,8 млрд долларов: 1,6 млрд — деньгами, остальное — долговыми обязательствами, сказал финансовый директор Ford Льюис Бут. Но Ford получит намного меньше, отметил он: значительная часть денег пойдет на выплату долгов Volvo, выполнение пенсионных обязательств перед ее сотрудниками и т. д. Точные цифры он не назвал. Стороны намерены закрыть сделку в III квартале 2010 г., добавил предправления Geely Ли Шуфу.
Соглашение о продаже Volvo касается в том числе и прав на интеллектуальную собственность компании, заявил Ли Шуфу. Ford продолжит снабжать бывшую «дочку» двигателями, штамповкой и некоторыми компонентами, а также будет помогать ей с разработкой новых автомобилей и технологий.
Соглашение о покупке Volvo — первая серьезная удача Китая в попытках купить западный автоконцерн. Китайские компании претендовали почти на все активы, выставляемые на продажу в кризис американскими производителями, но до сих пор безуспешно. Например, Beijing Automotive Industry Holding в прошлом году хотела купить 51% Opel у General Motors за 660 млн. евро, интересовалась Volvo и вместе с Koenigsegg претендовала на Saab. Но в результате компании за 200 млн долларов удалось получить лишь права на выпуск Saab 9-3 и 9-5 первого поколения, а также оборудование для сборки этих машин. Sichuan Tengzhong хотела купить у GM марку Hummer за 150 млн долларов, но в феврале соглашение было расторгнуто. Geely же смогла получить крупный актив. Сделка по продаже Volvo станет второй по величине в ходе распродажи активов американских автопроизводителей (в 2008 г. Ford продал Jaguar Land Rover индийской Tata Motors за 2 млрд долларов).
Сам Ford купил Volvo в 1999 г. за 6,5 млрд долларов. А продажа актива была продиктована стратегией гендиректора Ford Алана Малалли, который намерен сосредоточиться на развитии бренда Ford. Кроме того, в 2009 г. Volvo стала самым убыточным подразделением Ford: при выручке в 12,4 млрд долларов ее операционный убыток составил 653 млн долларов (весь концерн получил 454 млрд долларов операционной прибыли при выручке 118,3 млрд долларов). Вместе с тем автомобили Volvo регулярно становятся победителями рейтингов безопасности: так, в 2009 г. три модели компании получили высший рейтинг надежности EuroNCAP.
Сделка должна помочь Volvo занять заметное место на быстро растущем китайском рынке, рассчитывает Geely. К 2015 г. ее продажи здесь должны вырасти до 200 000 по сравнению с 22 405 машинами, проданными в прошлом году, заявил Ли Шуфу. Поскольку сделка была поддержана китайским правительством, Volvo даже могут заменить Audi A6 в качестве официального автомобиля китайского правительства, предполагает Reuters. Volvo также построит в Китае собственный завод, сказал Ли Шуфу, но при этом компания намерена сохранить позиции на европейском рынке. Уже в этом году Volvo намерена продать 390 000 автомобилей по сравнению с 330 000 в прошлом году, отметил гендиректор шведской компании Стефан Оделл.