Джок МЕНДОЗА-ВИЛСОН
директор по международным связям и отношениям с инвесторами компании «СКМ»
Основной совет, который может дать успешный бизнес политикам, состоит в следующем: необходимо объединить усилия для реализации принятого решения, построить сильную сплоченную команду, которая будет работать на единый результат. Заявления, сделанные на сегодняшний день, говорят о том, что этот процесс был успешно начат. Думаю, все согласятся, что в течение последних пяти лет самым губительным моментом, которого можно было и не допустить, была постоянная политическая неразбериха и борьба между президентом и премьер-министром — она препятствовала проведению каких бы то ни было реформ и создавала Украине неблагоприятный имидж в глазах внешних инвесторов и финансовых институтов. Силы, которые следовало бы направить именно на проведение необходимых реформ, были потрачены впустую. Совместная работа в условиях открытой неприязни просто не может принести нужный результат! Надеюсь, что взаимоотношения между президентом Януковичем и премьер-министром Азаровым будут гораздо более гармоничными.
Отсюда и наша первая рекомендация: прежде всего, нужно создать коалицию, в рамках которой премьер-министр и президент будут взаимодействовать, а не мешать работе друг друга. По-видимому, это уже претворилось в жизнь. И особенно важно, чтобы эта коалиция была стабильна и существовала до тех пор, пока работает парламент, а также получила поддержку большинства украинцев. Именно такая стабильность является основным необходимым условием для улучшения инвестиционной привлекательности страны и ее экономических показателей, и в ее основе должен лежать четкий и осуществимый план действий. Благодаря такому плану у бизнеса и финансовых институтов будет прочная платформа, необходимая для инвестиций. Оппозиции также отведена своя роль, но она должна основываться на конструктивной критике работы по осуществлению реформирования, а не на подсчете выпадов политиков друг против друга. Пришло время украинским политикам повзрослеть и начать управлять страной на благо ее граждан.
К сожалению, на практике часто получается так, что хорошие отношения между президентом и премьер-министром, характерные для периода «сразу после выборов», не длятся долго. Видимо, у участников политического процесса складывается мнимое впечатление, что следующие выборы где-то далеко за горизонтом и жесткие, радикальные решения придется принимать еще не скоро.
Поскольку, я уверен, именно умение действовать решительно и быстро имеет огромное значение, было бы неплохо ознакомиться с программой работы президента и премьер-министра Азарова и его правительства на первые 100 дней и на следующие 12 месяцев. Быстрые, возможно, иногда даже трудные, решения, которые примут политики на этом этапе, могут очень им помочь накануне следующего предвыборного цикла, который начнется через 2,5 года. Поэтому в их интересах приступить к активным действиям уже сейчас.
Думаю, тот факт, что Украина остро нуждается в реформах, не вызывает никаких сомнений. Различные международные организации в один голос говорят о слабой экономической активности Украины. Отчет по глобальной конкурентоспособности, подготовленный совместно с Фондом «Эффективное управление», свидетельствует о том, что Украина отстает от своих ближайших соседей. Так, если Украина занимает 82-е место, то Россия — 63-е, а Польша — 46-е. Более того, по сравнению с 2008-2009 годами Украина опустилась на 10 позиций! Кроме того, в отчете Всемирного банка, посвященном удобству ведения бизнеса в Украине, говорится о том, что делать это здесь достаточно непросто, потому что приходится преодолевать огромное количество ненужной бюрократической волокиты, а устаревшая система налогообложения нацелена на то, чтобы бизнес наказывать, а не поощрять. В этом отчете Россия находится на 120-м месте, Польша — на 72-м, а Украина — на 142-м (хотя нужно признать, что Украина поднялась на 4 позиции по сравнению с прошлым годом). Что касается рейтинга коррумпированности, Украина заняла 146-е место среди 180 стран мира.
Если же суммировать все вышесказанное, сейчас нам нужны политическая стабильность, быстрые действия и четкие, достижимые цели. Реальную программу реформ необходимо согласовывать и внедрять на принципах прозрачности, а также подкреплять лучшими международными практиками ведущих организаций (МВФ, ЕС и Всемирного банка).