В исследовании Retail Industry Survey 2009 говорится, что сокращение потребительского спроса, рост процентных ставок и нежелание банков смягчить кредитную политику серьезно повлияло на розничный рынок РФ в кризис. В то же время сети, пережившие потрясения, не только остались на плаву, но и улучшили финансовые показатели.
«Более 60 процентов наших респондентов сообщили о росте долларовой выручки, а 29 процентов смогли увеличить прибыльность наряду с продажами», - говорится в пресс-релизе Ernst & Young.
Прогноз рынка остается чрезвычайно неопределенным, однако большинство респондентов - 87 процентов - считают, что положение вряд ли значительно ухудшится.
Новые экономические условия заставили многие компании пересмотреть свою стратегию развития и ограничиться органическим ростом бизнеса.
Кризис склонил компании к концентрации на решении проблем операционной эффективности, которые считались менее важными в период, когда рынок переживал стабильный рост.
В 2007 году большинство ритейлеров ставили на расширение в регионах, предполагая, что рынок в Москве и других крупнейших городах достаточно насыщен, и быстрый рост может быть достигнут только путем выхода на новые рынки. Напротив, в 2009 году большинство респондентов планировали концентрироваться на расширение сетей в Москве и других «миллионниках».
(Александр Гелогаев. Редактор Антон Зверев)