В частности, по словам члена Госкомитета по реформам и развитию КНР Лю Биня о том, что «возможно, сверхскоростные поезда не наберут достаточного для их рентабельности количества пассажиров». В частности, на трассе Пекин — Тяньцзинь, которая была принята в эксплуатацию в 2008 г., зарегистрировано за год всего 18 млн пассажиров вместо планировавшихся 38 млн. Чиновник озабочен тем, что эти трассы потребуют гигантских затрат на электроснабжение и ремонтно-профилактическое обслуживание. Опасения по поводу того, что нынешний курс правительства Китая на экономию поставит под вопрос финансирование многих проектов, выразил и высокопоставленный сотрудник Министерства транспорта Вэн Чжэньсун.
Самая протяженная высокоскоростная железнодорожная трасса Китая — между городами Гуанчжоу и Ухань (1069 км) — действует с декабря 2009 г. Близкий родственник российского «Сапсана» под названием Harmonie-Express курсирует со средней скоростью 350 км/ч. Этот поезд, созданный специалистами Siemens и Kawasaki, является самым быстрым в мире. Кстати, участок этот лишь часть запланированного сообщения между Гонконгом и Пекином, однако, по мнению ряда аналитиков, критические высказывания чиновников являются сигналом, что дальнейшее развитие этого сегмента в КНР находится под вопросом.
Если Китай притормозит проект развития высокоскоростных железных дорог, то в убытках могут оказаться такие гиганты, как Siemens, Alstom или Bombardier, чьими технологиями Поднебесная пользуется. Впрочем, в Европе пока не спешат бить тревогу. Официальный представитель Siemens Александр Маховетц заявил РБК daily, что, согласно прогнозу Союза европейской железнодорожной промышленности, ежегодный рост азиатского рынка до 2016 г. составит 9,3% и значительная доля принадлежит здесь Китаю. «В перспективах роста в КНР мы уверены, ведь сейчас на стадии проектирования или строительства здесь находятся 13 тыс. км высокоскоростных трасс», — отметил А.Маховетц. Пока железнодорожный рынок КНР является третьим по величине после США и России, однако развивается он наиболее быстрыми темпами. По расчетам Siemens, потребность в высокоскоростных поездах в КНР в ближайшие пять лет может составить от 500 до 1 тыс. составов.