То есть при сопоставимости мирового и украинского показателей до паритета мужчин и женщин в бизнесе далеко и в первом, и во втором случае.
Сегодня, говорят, финансовый кризис предоставляет еще одну возможность изменить состояние дел в этой сфере. Международные специалисты соглашаются, что потенциал женщин как фактора экономического роста еще не раскрыт. Есть масса исследований на эту тему, которые доказывают, что женщинам по силам сделать значимый вклад в повышение темпов экономического роста.
• Представители научных, государственных и бизнес-кругов утверждают, что достижение долгосрочного экономического роста возможно только при высокой активности женщин на рынке труда.
• Исследования также свидетельствуют, что женщины не получают всех выгод от своей работы. Несоответствие уровня заработной платы, неадекватное представительство в политике, а также незначительное присутствие женщин в советах директоров наблюдается как в странах с развивающимися, так и с развитыми экономиками. Причем это происходит даже тогда, когда женщины получают лучшее образование, чем мужчины.
• Экономические отчеты Всемирного банка, ООН, Goldman Sachs и других организаций доказывают, что существует серьезная статистическая корреляция между вопросами гендерного равенства и уровнем развития стран. Довольно сильный аргумент: женщины могут быть мощным двигателем экономического развития.
• Разнообразные организации (Catalyst, Колумбийский университет, McKinsey, Goldman Sachs и The Conference Board of Canada) исследовали зависимость финансовых результатов компании и присутствия женщин в совете директоров. Неоспоримый вывод: чем больше женщин в руководстве компании, тем лучшие финансовые результаты демонстрирует компания.
Эти аргументы убеждают предоставлять женщинам больше полномочий, благодаря чему можно будет построить более гармоничные общества и разнообразить руководство компаний. Собственно, это та задача, с которой раньше никак не удавалось справиться и которая является требованием завтрашнего дня. Это, по мнению «Эрнст энд Янг», если хотите, один из уроков кризиса.
Впрочем, хочу отмести подозрения: коллектив «Эрнст энд Янг» в Украине на 62% состоит из женщин. И около четверти нашего руководящего состава (партнеры, директора) — женщины. Этот показатель находится на уровне мировой и немного выше национальной практики, однако это не значит, что он нас полностью устраивает. Мы проактивны в нашей внутренней политике и создаем все возможности для полной профессиональной реализации женщин в нашем коллективе.
Наверное, не все с легкостью согласятся, что кризис может побудить к переменам. Но, на мой взгляд, в условиях кризиса работает очень сильный фактор — страх. Нужно только разобраться, с чего начать менять ситуацию. Это весьма важный момент. Ведь исследуя вопросы гендерного неравенства, аналитики приходят к выводам, что успех в вопросах предоставления равного доступа к медицине и образованию не гарантирует устранение неравенства между мужчинами и женщинами в сфере политики и экономики. Впрочем, украинская ситуация служит тому ярким подтверждением. Говорят, нужно учитывать другие факторы — культуру, стереотипы, а также — наличие успешных примеров женской реализации.
Давайте коснемся вопроса поведенческих стереотипов в бизнесе, которые женщинам приходится преодолевать. Есть смысл проанализировать, что становится препятствием для бизнес-вумен как во всем мире, так и в Украине. Компания «Эрнст энд Янг» специально исследовала эту тему и пришла к выводу, что чаще всего встречаются следующие стереотипы в отношении женщин-руководителей.
Выход на влиятельных клиентов и партнеров
Считается, что у женщин реже, чем у мужчин встречается сильное клиентское портфолио. В целом у женщин более сильные коммуникационные навыки, однако им сложнее создавать отношения, работающие на бизнес.
Ведение переговоров и принятие решений
Случается, что женщины считают себя менее уверенными и решительными, чем их коллеги-мужчины, и этот фактор влияет на доходность и размер их бизнеса. Нехватка навыков ведения переговоров и принятия решений может стоить женщинам многого.
Доступ к капиталу
Компании, которыми владеют женщины, как правило, стартуют с небольшим капиталом и впоследствии не могут впечатлить активами, доходами, прибыльностью и способностью к выживанию.
Невысокие финансовые ожидания
Женщины менее склонны обращаться за кредитами и чаще ожидают отказа от банков. Кроме этого, есть данные, что женщины, как правило, просят небольшие кредиты, чтобы поддержать работу своих компаний.
Осознать проблемы — это наполовину их решить, особенно если речь идет не об объективных барьерах законодательного характера, а о стереотипах поведения. В преддверии праздника 8 Марта хочу от всего сердца пожелать всем женщинам избавиться от стереотипов и полностью воспользоваться возможностями для личностной реализации. А то, что это вполне возможно, подтверждает этот проект. Надеюсь, что представленная сотня успешных бизнес-вумен вдохновит молодое поколение на большие достижения.
Алексей Кредисов, управляющий партнер «Эрнст энд Янг»