Но для запуска проекта стоимостью около 150 млн долларов не оказалось средств, и не исключено, что его финансированием займется Россия, отмечают участники проекта.
Авиационный научно-технический комплекс им. Антонова (АНТК) приступил к разработке нового транспортного самолета – Ан-178, сообщили вчера в АНТК. Речь идет о транспортной модификации Ан-158, уточнил президент компании Мотор Cич Вячеслав Богуслаев, чье предприятие будет проектировать и производить двигатель для этого самолета.
«В проект Ан-158 будут внесены стандартные для грузовой версии изменения. К примеру, расширен фюзеляж»,– говорит он. Грузоподъемность нового самолета составит 15-20 т. На подготовку проекта, производство опытного образца и его испытания уйдет около двух лет, ожидает господин Богуслаев. Как пишет издание, самолет должен заменить изношенные машины предыдущих модификаций Ан. «Уже сейчас начинают списывать грузовые самолеты Антонова – Ан-26 и Ан-32. Через два года этот процесс достигнет пика, и на смену устаревшим моделям мы предложим Ан-178», – говорит глава Мотор Сич. Основными рынками сбыта нового самолета станет Россия, страны Ближнего Востока и Африки, ожидает аналитик компании Инфомост Вячеслав Коновалов. «Мы могли бы претендовать также на рынки стран Евросоюза, в том числе на заказы для НАТО. Но у АНТК нет необходимых европейских лицензий, и предыдущие попытки их получить не увенчались успехом», – отмечает он. По мнению господина Коновалова, в России в Ан-178 будет заинтересовано минобороны, которое ранее объявило о программе замены военно-транспортных самолетов, а также авиакомпании, работающие в Сибири и на Крайнем Севере.
По оценкам директора Центра экономического и политического анализа Александра Кавы, объем производства нового самолета мог бы составить 70-75 штук в год: 60 в России и 10-15 в Украине. Сейчас Ан-148 производится на мощностях Воронежского акционерного самолетостроительного общества, а также на киевском авиазаводе Авиант. Общий рынок сбыта Ан-178 он оценивает в 700-800 машин в течение 10-12 лет. «С учетом предполагаемой цены самолетов в 20-25 млн долларов общий рынок сбыта составит от 14 до 20 млрд долларов»,– говорит господин Кава. Ближайшие конкуренты будущего украинского самолета – Loockheed Hercules C-130 и Casa C295, по оценкам эксперта, на 30-40% дороже украинского аналога. «Хотя, безусловно, нет гарантии, что на мировом рынке в ближайшее время не появится что-то еще»,– говорит господин Кава. Впрочем, проблемой будущего проекта может стать отсутствие финансирования, отмечает Вячеслав Богуслаев. «На то, чтобы запустить Ан-178, нужно около 150 млн долларов. Такие средства в нашем бюджете не предусмотрены, и найти их в Украине из-за финансового кризиса в ближайшее время невозможно», – уверен господин Богуслаев. Он не исключает, что деньги выделит российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Вчера получить комментарий в ОАК не удалось.
Впрочем, до сих пор совместное украинско-российское производство самолетов в России оценивалось высоко. На прошедшем в конце прошлого года авиасалоне МАКС-2009 российские авиаперевозчики подписали соглашение на покупку около 60 машин Ан-148. А руководство компании Сухой признало, что, несмотря на инвестиции почти 2 млрд долларов, серийное производство конкурирующего самолета SSJ 100, которое должно было начаться в середине 2009 года, так и не начато. «В этих условиях есть все шансы договориться о финансировании Ан-178 со стороны России. Тем более что проект может окупиться уже спустя два года после начала серийного производства самолета»,– говорит Александр Кава.