Согласно документу, в категорию лиц, с которыми будет вестись борьба за отсутствие в их действиях «неправомерной выгоды», включены не только государственные служащие.
В частности, статьей 2 закона предусмотрено, что субъектами ответственности за коррупционные правонарушения становятся самозанятые лица (то есть аудиторы, нотариусы, эксперты, оценщики, арбитражные управляющие, независимые посредники или члены трудового арбитража, третейские судьи), а также физлица-предприниматели. Кроме того, в данную категорию попали лица, «постоянно либо временно занимающие должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей».
Интрига заключается в том, что пока не понятно, кто именно попадет в категорию лиц, связанных с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (назовем их руководители). А круг кандидатов на попадание в категорию руководителей широкий: от директора до старшего дворника (менеджера по уборке территории). Определить конечный круг наемных работников, попадающих под действие закона о коррупции, должен Кабмин. И в этом заключается вторая интрига: без принятого КМУ соответствующего порядка применить данный закон на практике невозможно.
Разработать план-стратегию борьбы с коррупцией, привести нормативные акты в соответствие с этим законом и утвердить порядок применения данного документа Кабмин был обязан до 1 января 2010 года. В декабре прошлого года выяснилось, что в сроки правительство не укладывается. И вступление закона в действие было перенесено с 1 января на 1 апреля. Следовательно, то, как будет применяться закон о коррупции, зависит от решений будущего правительства.
Чем же грозит названным гражданам этот закон? Под коррупционным правонарушением подразумевается умышленное использование служебного положения с целью получения выгоды. Причем нарушением закона будет даже, говоря языком законодателя, получение либо обещание такой выгоды для себя либо для других лиц. Но, кроме того, закон налагает на граждан, подпадающих под его действие, несколько запретов. Неприятная неожиданность для большинства руководителей (предпринимателей и просто должностных лиц, включая менеджеров по уборке территории) заключается в том, что на них распространяются запреты, ранее касавшиеся только чиновников. В частности, им запрещено заниматься другой оплачиваемой либо предприниматель-ской деятельностью, напрямую или через посредников (например, продюсеров, агентов и др.). Это означает, что все наемные работники негосударственного сектора потеряют право заниматься предпринимательской деятельностью. А руководители, помимо этого, потеряют также право работать где-либо по совместительству. Исключение сделано только для преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в спорте. Но и то — заниматься этими видами деятельности можно будет лишь в нерабочее время. Также им запрещено «входить, в том числе через других лиц, в состав органа управления или наблюдательного совета предприятия либо организации, которая создана с целью получения прибыли». Исключение сделано только для случаев управления акциями (долями, паями), которые принадлежат государству, и представления интересов государства в совете общества (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственного общества. Это означает, что физлица-учредители не смогут быть и руководителями, в том числе на своих предприятиях, ведь закон о коррупции не уточняет, на какие структуры или организации распространяется запрет. Другие нормативные акты, противоречащие данному закону, Кабмину было приказано до 01.01.2010 привести в соответствие. Как говорится, поживем — увидим.
Попали под раздачу и самозанятые лица. Для них сделано ограничение в получении подарков. С 1 апреля 2010 года такие лица могут получать личные подарки, «отвечающие общепринятым представлениям о гостеприимстве», на сумму не более одной налоговой социальной льготы. Самое интересное то, что это ограничение сохраняется в отношении бывших адвокатов или аудиторов и в течение двух лет после прекращения ими такой деятельности, в случае если их последующая деятельность непосредственно связана с предыдущей работой. Формулировка, содержащаяся в законе, еще более корява, туманна и требует уточнения. Для каких конкретно случаев установлен запрет на получение дорогостоящих подарков и какие у нас теперь общепринятые представления о госте-приимстве? У Кабмина остается чуть больше двух месяцев на то, чтобы ответить на эти вопросы. Известна лишь сумма, на которую подарки принимать можно. В 2010 году размер одной налоговой социальной льготы составляет 434,50 грн.
Ответственность за коррупцию предполагается всех четырех видов: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная. То есть при случае могут и посадить. Решение о том, какую же меру наказания применять к нарушителю, должен будет принять суд.
Юридические лица, в интересах которых их работники осуществили коррупционные правонарушения, также не уйдут от «всевидящего ока Саурона». Другим законом2 установлено, что пойманные на горячем предприятия и организации будут нести ответственность, начиная от штрафов в размере 1700 грн и заканчивая полной ликвидацией.
Ну и напоследок о том, кто же будет проверять страну на коррумпированность. Во-первых, мы сами, что само по себе отрадно. Каждый гражданин или общественное объединение граждан имеет право подать иск по факту коррупционного правонарушения или сообщить о нем в другие контролирующие органы. К таким органам относятся местные советы и прокуратура. Но самый непосредственный контроль осуществляет Верховная Рада, а точнее, Комитет ВРУ по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Как несколько депутатов собираются проверить несколько миллионов потенциальных нарушителей? Ответ очевиден — никак. Хочется верить, что все эти бредовые нормы останутся всего лишь первоапрельской шуткой.