Такое мнение высказал агентству «Интерфакс-Украина» аналитик инвесткомпании «Ренессанс Капитал» Андрей Марков.
«Мы ожидаем, что существенную часть финансирования от НБУ в рамках данного положения получат банки, подконтрольные государству », - сказал он.
При этом эксперт добавил, что при предварительном согласии НБУ банки смогут предоставлять кредиты заемщикам и сразу же финансировать их часть у регулятора.
А.Марков, в частности, допускает, что такой возможностью в ближайшее время может воспользоваться НАК «Нафтогаз Украины».
По его мнению, документ закладывает правовые основы рефинансирования НБУ кредитов реальному сектору экономики.
Вместе с тем, по его словам, пока не вполне понятно, в каких масштабах и каким банкам регулятор готов предоставлять фондирование.
По словам А.Маркова, формулировки документа оставляют НБУ широкое пространство для маневра в части принятия решения о предоставлении ресурсов тем или иным кредитно-финансовым учреждениям (и отказать даже в случае соответствия последних формальным критериям).
«Более того, в соответствии с положением, НБУ предоставляет кредиты в пределах своих монетарных возможностей, что предполагает вариант отказа по причине отсутствия таких возможностей (например, в соответствии с проводимой денежно-кредитной политикой либо ограничениями, согласованными с МВФ)», - отмечает эксперт.
Вместе с тем, по словам А.Маркова, стабилизационные кредиты, выданные в 2008-2009 гг., с принятием нового документа могут быть пролонгированы на три-пять лет банкам первой-третьей групп, у которых, в соответствии с требованиями НБУ, невелика доля просроченных и проблемных кредитов и завершена реструктуризация внешнего долга.
Аналитик также отмечает, что эффективная стоимость рефинансирования в НБУ составит от 10,75% до 12,25% (исходя из ставки Нацбанка 10,25% и маржи в зависимости от категории банка в 0,5-2,0%), что делает такой вариант очень привлекательным для банков.
«Учитывая, что недвижимое имущество и кредиты, выданные банками (при соблюдении определенных условий), включаются в перечень принимаемого в обеспечение имущества, для большинства финансовых институтов не составит проблемы предоставить НБУ требуемое обеспечение в соответствующих размерах», - полагает эксперт.
При этом он отмечает, что если программа рефинансирования заработает, банки будут заинтересованы скрывать свои проблемные активы, чтобы не попасть в более низкую категорию.
Как отмечает аналитик, согласно новым правилам, банки разделяются на четыре категории. В частности, первая включает банки под контролем государства и докапитализированные государством.
А.Марков подчеркнул, что принадлежность к той или иной категории не только влияет на процентную ставку, но и определяет сроки погашения кредитов, предоставленных НБУ.
По его словам, в случае пролонгации стабилизационных кредитов (первоначальный срок установлен в один год) сроки погашения могут быть продлены до пяти лет для банков второй категории и выше и до трех лет – для банков третьей категории и выше.
При этом стимулирующие кредиты будут предоставляться только банкам не ниже второй категории на срок до пяти лет.
Как сообщалось, НБУ регламентировал порядок предоставления банкам стабилизационных кредитов и кредитов для последующего финансирования национальных товаропроизводителей.
Соответствующее решение закреплено постановлением НБУ от 4 февраля 2010 года (№47), которое зарегистрировано в Минюсте 10 февраля и вступает в силу через 10 дней после госрегистрации.