Из-за мирового финансового кризиса снизились объемы украинского экспорта, образовался внушительный внешнеторговый дефицит. За год ситуация выровнялась: отрицательное сальдо торгового баланса составляет всего 1 млрд долларов против 12 млрд в конце 2008-го. Девальвация фактически спасла отечественную экономику от жесточайшего обвала: снижение стоимости гривны с 5 грн/$ до 8 грн/$ поддержало экспортеров и ограничило поступление импорта в Украину. В итоге ВВП Украины обвалился на 15% (предварительные данные), а не на 30% (как опасались многие).
Возможно, в 2010-м внешнеторговый баланс будет даже в профиците: мир выкарабкивается из кризиса, а это значит, что внешний спрос на сталь, удобрения, продукцию машиностроения должен будет расти. При этом предпосылок для увеличения импорта пока нет: покупательная способность украинцев все еще снижена из-за обвала экономики и девальвации гривны.
В 2009 году усилился отток капитала из Украины по финансовому счету платежного баланса: банки, компании и государство расплачивались по иностранным кредитам. Вместе с тем притока прямых зарубежных инвестиций практически не наблюдалось. В результате сформировался дефицит финансового счета платежного баланса на уровне 11,8 млрд долларов (против 13,3 млрд долларов профицита за аналогичный период прошлого года), а общее oтрицательное сальдо самого платежного баланса в 2009-м составило 12,8 млрд долларов.
В следующем году корпоративный и госсектор продолжат платить по долгам, но уже в меньших объемах. В 2009-м общая сумма выплат составила, по разным оценкам, от 25 млрд долларов до 40 млрд, а в 2010-м, по данным Нацбанка, она достигнет 20,3 млрд долларов. Учитывая, что львиная доля внешних долгов в текущем году была реструктуризирована, в следующем году компании и банки, вероятно, также попросят кредиторов отложить сроки погашения займов, поэтому отток капитала в 2010-м по финансовому счету будет невелик.
С макроэкономической точки зрения перспективы гривны достаточно оптимистичны. Возврат нацвалюты к курсу 5 грн/$ уже вряд ли возможен, но и существенная девальвация — тоже. Однако украинский дензнак может ослабеть из-за панической скупки валюты населением. Этому могут способствовать новые проблемы в банковской системе: например, неожиданное банкротство одного из крупных финучреждений. Но и в этом случае гривна маловероятно подешевеет более чем на 1–2 грн. В 2010-м на курс нацвалюты положительно повлияет сумма валюты, накопленная финструктурами за минувший год. Валютное кредитование физлиц законодательно ограничено, при этом весь год банки получали валюту от населения и компаний в качестве выплат по кредитам. Кроме того, украинцы несли деньги в банки на депозиты в долларах и евро. Одна часть этих средств финучреждениями направляется на погашение собственных долгов перед иностранными кредиторами, а другая остается в банковской системе. Постепенно банки начнут распродавать валюту, что окажет положительное воздействие на стоимость гривны. При этом финструктуры наверняка снизят доходность по валютным вкладам (до 4–6% с нынешних 8–10% годовых) — так банкиры будут стимулировать спрос на гривневые вклады, по которым ставки доходят до 25% годовых.
Сергей Тигипко, министр экономики в 1999–2000 годах:
— Стабильная гривна — основа восстановления экономики страны после кризиса. В следующем году для национальной валюты есть несколько факторов риска. Главный из них — реальный, а не декларируемый дефицит бюджета, который придется покрывать эмиссией. В 2009-м власть сделала все, чтобы дефицит бюджета-2010 оказался беспрецедентно высоким.
Во-первых, кредит МВФ проеден, а не направлен на оживление экономики. Во-вторых, практика невозмещения НДС и сбора налогов авансом обескровила доходы будущих периодов. В-третьих, решение о повышении соцстандартов принималось непродуманно и в популистском угаре. Все эти факторы будут давить на курс, тем более что внешние источники заимствований, по-видимому, исчерпаны, а серьезных инвестиций в ближайшей перспективе ждать не приходится. Печатный станок придется включать на полную мощность. Но эмиссию ни в коем случае нельзя направлять на соцвыплаты напрямую, это путь к гиперинфляции и гипердевальвации. Напечатанные деньги должны пойти на стимулирование производства, прежде всего импортозамещающего. А социальные программы — финансировать за счет роста налоговых поступлений от ожившей экономики. В противном случае, нам придется вспомнить 1993–1994 годы.
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор центра CASE Ukraine
— В следующем году гривна продолжит постепенно девальвировать, поскольку украинская экономика все еще находится в очень тяжелом состоянии. В 2010-м бурный рост экономики по-прежнему нереален. При таких условиях укрепление нацвалюты вряд ли возможно. К тому же в 2010-м на курс гривны будет значительно давить увеличение объемов импорта. В текущем году объемы импорта существенно снизились, поскольку потребители отказались от многих зарубежных товаров или заменили их на отечественные. Но кризисный шок пройдет, население и компании привыкнут жить при новом валютном курсе, при новых ценах на импорт — и потребление зарубежных продуктов постепенно начнет расти. Серьезное влияние на курс гривны окажет и эмиссионный фактор: новые президент и премьер-министр могут попытаться провести эмиссию отечественного дензнака, поскольку другие существенные источники дохода госбюджета уже иссякли, а предоставление кредитов Украине международными финансовыми организациями под вопросом. До и после выборов курс будет более-менее стабильным и до начала лета продержится на уровне 8,0–8,5 грн/$. К концу 2010 года гривна подешевеет до 9,5 грн/$, а среднегодовой курс составит 8,5 грн/$.