Об этом заявил в интервью шведской газете Svenska Dagbladet гендиректор Spyker Виктор Мюллер. С осени прошлого года эта компания, 29,9% которой контролирует Антонов, вела переговоры с GM о покупке Saab. 26 января стороны объявили о сделке. Но выяснилось, что российскому предпринимателю не удастся в ней поучаствовать. Стороны договорились, что долю Антонова выкупит Мюллер.
Шведская пресса писала, что такая структура сделки стала результатом расследования шведской спецслужбы SAPO. Она выяснила, что семья Антонова якобы связана с организованной преступностью. Доклад был направлен в ФБР, а оно передало его в GM, которая и потребовала отстранить предпринимателя от участия в сделке. Дело в том, что американский концерн продает все свои голосующие акции в Saab, но при этом останется акционером компании. Часть долга шведского автопроизводителя на $326 млн будет конвертирована в привилегированные акции, которые GM может предъявить компании к выкупу 31 декабря 2016 г.
Мюллер подтвердил факт таких подозрений в адрес Антонова. «Это самые худшие обвинения, с которыми может столкнуться банкир. Он очень, очень расстроен этим, — цитирует Svenska Dagbladet слова Мюллера. — Антонов пойдет до конца и выяснит, кто его обвинил и почему. И он докажет, что они были абсолютно неправы. Он — честнейший человек».
Что именно Антонов намерен предпринять, чтобы развеять подозрения, Мюллер не сказал. Зато он объявил, что нанял специальную фирму, для того чтобы исследовать прошлое Антонова.
Главная цель Мюллера — позволить партнеру участвовать в покупке Saab. Гендиректор Spyker недоволен тем, что ему пришлось выкупать долю Антонова: «Я был бы рад его возвращению. Он оказывал большую поддержку компании».
Представители Spyker, Антонова, SAPO и GM вчера отказались от комментариев. На прошлой неделе российский предприниматель в статье для The New York Times назвал ложью обвинения в его адрес.
У европейцев были основания пристально изучить прошлое российского предпринимателя. Принадлежавшие Антонову Академхимбанк и Конверсбанк не были допущены Центробанком в систему страхования вкладов. После этого банкир сделал серию приобретений, присоединив большинство банковских активов в России к калининградскому Инвестбанку, получившему допуск в систему страхования вкладов.
А в прошлом году служба по надзору за финансовыми рынками Великобритании (FSA) отказалась выдать подконтрольному Антонову латвийскому банку Snoras разрешение на открытие подразделения, так как он предоставлял «недостоверную и неполную информацию». Так, по данным FSA, Snoras не упомянул, что в России ему не было разрешено заниматься розничным банкингом и что к нему были применены санкции в Литве. При этом FSA обвинила Антонова в том, что он препятствовал предоставлению полной информации.
На отца Антонова — Александра 11 марта 2009 г. было совершено покушение, он был тяжело ранен.
По словам источника в правоохранительных органах, Антонов-старший еще в феврале обратился к ним с заявлением о вымогательстве у него $100 млн группой лиц и этот аспект также изучается в рамках уголовного дела, однако об аресте каких-либо заказчиков покушения на банкира ему не известно. Антонов также давал в 2006 г. показания против обвиняемого в отмывании денежных средств экс-предправления банка НЭП Бориса Сокальского, который использовал в своих схемах подконтрольный Антонову Академхимбанк, причем показания Антонова сыграли ключевую роль для расследования этого дела.
По словам источника в МВД, о каких-либо уголовных делах в отношении Антоновых ему не известно.
Благодаря решению GM вывести Антонова Мюллер станет крупнейшим акционером Spyker с долей в 35-40%. Но теперь гендиректору голландской компании придется самому искать средства на покупку Saab. А это немалые деньги. Tenaci Мюллера должна выкупить долю Антонова (на закрытие 25 января стоила 17,5 млн евро) и погасить долги Spyker (57 млн евро) перед его структурами. Кроме того, Tenaci должна предоставить Spyker $25 млн на покупку Saab. Еще $49 млн компания должна привлечь сама. Недавно она сообщила, что договорилась выпустить двухлетние конвертируемые облигации на $25 млн в пользу одной из структур группы Heerema.