Объем регрессов (то есть требований страховых компаний к виновным в страховых событиях частным лицам, предприятиям, а также их страховщикам) к концу прошлого года достиг 900 млн. грн. «Если задолженность одних страховых компаний перед другими выросла на 70-80 млн. грн. (на 25-30%), то задолженность частных лиц и предприятий — на 150-160 млн. грн. (на 35-40%)», — рассказывает заместитель председателя совета Лиги страховых организаций Александр Залетов.
Бизнес знает дисциплину
Основные виды страхования, по которым в прошлом году не расплатились с компаниями, это автострахование (80%) и страхование имущества (20%). «В основном главной причиной для регрессного требования страховщика является выплата по КАСКО своему клиенту, который не виновен в ДТП. В таком случае компания обращается после выплаты к тому водителю, который виновен, и к его страховщику, если у водителя есть полис ОСАГО», — объясняет Залетов. А так как выплаты по автострахованию в прошлом году резко выросли, то и регрессных требований к должникам стало больше.
Главными должниками среди «своих» опрошенные «ДЕЛОМ» эксперты называют те страховые компании, которые в прошлом году попали «под ликвидацию», а также ряд лидеров рынка автострахования. «У нас количество регрессных дел выросло в 2009 году приблизительно раз в 10 по сравнению с прошлым годом. При этом основные неплательщики среди страховых компаний — это те, которые ликвидируются, а также несколько лидеров рынка», — говорит начальник юридического департамента страхового общества «Ильичевское» Татьяна Компанец.
По ее словам, самыми ответственными должниками в данном случае выступают предприятия, самыми злостными — коллеги по цеху, а также физлица. «С должников зачастую просто нельзя получить регрессную задолженность по причине их финансовой несостоятельности. Но если в случае с частными лицами мы сами нередко отказываемся от регресса, видя плачевное финансовое состояние виновника страхового случая, то страховые компании, которые нам должны, всячески затягивают выплаты, подают встречные иски или оспаривают наши в суде», — рассказывает юрист.
Если сами страховщики объясняют всплеск задолженности по регрессам исключительно ростом числа виновных в страховых событиях, то коллекторы считают, что на ситуацию повлияло и ухудшение финансового состояния компаний в прошлом году. «Если раньше страховщики могли к целому ряду виновных не предъявлять претензий, то с началом кризиса, когда платежеспособность компаний упала, все вдруг вспомнили о праве регрессного требования и начали им активно пользоваться», — поясняет директор коллекторской компании «Дедал-сервис»
Вместе с тем, по словам гендиректора ассоциации «Страховой бизнес» Людмилы Белошицкой, задолженность по регрессным требованиям страховщика на его выплату клиенту повлиять никак не может. Дело в том, что под выплаты формируются резервы, поэтому проводить их обязаны в любом случае, а получение регресса — это уже дополнительный доход страховщика.
За помощью к коллекторам
Участники рынка прогнозируют, что в 2010 году размеры выставленных регрессных требований и задолженности по ним будут расти. Это связано с ухудшением платежеспособности многих компаний, которые постараются «выдавить деньги» из любого, кого можно посчитать виновным в страховом событии.
Подтверждением тому является сотрудничество страховщиков и коллекторов, специализирующихся на работе с банковскими заемщиками.